Владимир Соколаев, Владимир Воробьев, Александр Трофимов. Три фотографа, которые создали свою группу и назвали “Трива”. Изначально они работали при огромном Кузнецком металлургическом комбинате.
Но в их свободных снимках быстро разглядели очернение социалистического образа жизни и заставили уничтожить часть архивов. Впоследствии уволили с основного места работы.
Но это только добавило им свободы творчества. Что ни говори, жизнь в СССР была и такой. Она не состояла из одних только праздников, веселых беззаботных дней. Просто многие вещи забылись, а хорошие воспоминания остались.
На постановочных фотографиях мы видели бойких, неунывающих, жизнерадостных трактористов на фоне совершенно нового трактора.
Или счастливых, правильных, улыбающихся пионеров и розовощеких, счастливых детишек. Оно и правильно. Ведь это создавало определенный настрой, настроение жить.
Если бы все фотографии в СССР были в таком духе, как у группы “Трива”, это было бы очень уныло и безрадостно. Поэтому — запретного понемножку.
Ведь благодаря идеологии мы верили, что живем в лучшей стране мира. И никакая заграница нам даром не нужна. -Таиланд? Мальдивы? Небоскребы? Нее, не слышали…
На этих фотографиях нет плохого и хорошего. Нет светлого и темного. Они не злые и не добрые. Они не красивые и не некрасивые. Они такие, какие есть. Как действительно было.
По воспоминаниям Владимира Соколаева, одного из фотографов, они брали в руки фотоаппарат и шли по улице. У них не было какой-то определенной цели. Просто шли и фотографировали жизнь. Без постановки и приукрашиваний.
Они практически никогда не расставались с камерами. Большая часть их работ сделана на улицах Новокузнецка.
У фотографов были свои принципы. Они не делали постановочных фото. Не просили повторить момент, если его упустили. Не ретушировали отснятые фотографии.
Все эти снимки они смогли сделать благодаря японской “Canon” и немецкой “Leica”. Фотографы признаются, на отечественных “Зенитах” не удалось бы сделать качественные фотографии.
Фотографии позволяют вернуться в то время. Честно говоря и отрезвляют ностальгирующих.
Эти уникальные работы — замечательное творчество. Они не про показуху, не про фальш. Они про человеческую жизнь. И про то, что в СССР так тоже было.
Группа “Трива” просуществовала всего год. По решению Кемеровского обкома КПСС всех участников уволили с комбината, а группу расформировали.
На партсобраниях объявляли, что в городе действует группа фотографов, которые снимают негативные ситуации и отправляют за рубеж.
Из тридцати выставок, в том числе зарубежных, в десяти участники “Трива” получили премии. То есть с каждой третьей выставки уходили с наградами.
Сейчас, по словам Владимира Соколаева они перешли на цифровой формат и вполне довольны.
Владимир занимается “документальным ландшафтом”. Это портрет местности, когда фотограф снимает реакцию природы. Как встает и заходит солнце. Как дует ветер.
Участники бывшей группы “Трива” считают, что хороших фотографий сейчас мало. И оттого, что огромное количество фотографий заполонило сеть, качественнее они не стали.
Конечно, если бы сегодня группа работала в том же формате, что и в СССР, нынешние снимки получились бы не менее колоритными. Или даже более плачевными чем тогда.