В театре появились завистники, кто-то стал опасаться, что Виталий может отнять у них роли

Он всё сильнее замыкался в себе, закрывался, всё больше читал, сидя в крохотной комнатке в общаге…

Соломин, брат Соломина

Прозвище «доктор Ватсон» приклеилось к Виталию Соломину в 1979 году, когда актёру было 38 лет, и сопровождало его до конца жизни. Зритель полюбил этого милого чопорного английского джентльмена, неуклюжего недотёпу с обаятельной улыбкой.

Но в жизни Виталий Соломин был совсем другим – решительным, сильным, часто он казался замкнутым, и даже холодным. Таким его воспитала судьба, постоянно испытывавшая его на прочность.

Но он всегда справлялся, оставаясь, как и его самый знаменитый киногерой достойным надёжным человеком.

В искусстве он всегда ставил себе самые высокие цели и задачи, постоянно стремился к совершенству, и не считал, что лучшее – враг хорошего. Успех не мог его обмануть – в оценках самого себя он был очень критичен, и даже жесток.

Детство

Виталий родился 12 декабря 1941 года в Забайкалье, в Чите. Мать, Зинаида Ананьевна Рябцева, преподавала музыку, отец, Мефодий Викторович тоже был музыкантом. Семья жила не богато, но очень дружно.

У Виталия был брат Юрий, стершее него на 6 с лишним лет. Братья самостоятельно занимались спортом, а родители учили их музыке.

В «музыкалку» Виталий как на каторгу шёл пешком вечером по тёмному городу к чёрту на куличики – освещения и транспорта не было. А в Чите очень сильные ветра, и холодно зимой.

Как-то, посинев от ветра и мороза, он доплёлся до покосившейся хибары, где находилась музыкальная школа, попытался открыть деревянную дверь.

Но не смог – у порога намело небольшой сугробчик. Виталий для очистки совести ещё пару раз дёрнул дверь, но она не поддалась, а он не очень-то и налегал.

И, хотя в окнах горел неяркий свет от керосиновых ламп, мальчик гордо развернулся, и, забыв, что продрог до костей, пошёл домой. Родителям он сказал, что школа закрыта.

Щепкинское училище

С раннего детства Виталий демонстрировал всем свой независимый характер, во всём старался не просто догнать, а перегнать старшего брата, который уже давно решил, что станет актёром.

Получив аттестат, Юрий уехал в Москву, и поступил в Щепкинское училище при Малом театре. Через 6 лет и Виталий, неожиданно для всех, заявил, что пойдёт по стопам брата.

В 1959-м в Читу из Москвы приехал педагог для отбора талантливых молодых людей в «Щепку». Виталий в полной уверенности, что его примут – все вокруг говорили, что у него талант и большое будущее – пошёл на творческий конкурс, но провалился.

Мама позвонила Юрию, и тот сказал, чтобы брат ехал в Москву, и сдавал экзамены там. Приехав в Москву, Виталий понял, что этот город очень отличается от его родной Читы, а здание Щепкинского училища показалось провинциальному юноше прямо-таки неприступной крепостью.

Брату он заявил, экзамены пойдёт, только если Юрий будет сопровождать его в качестве моральной поддержки. Юрию было неудобно – он уже преподавал в «Щепке».

На выручку пришла жена Юрия актриса Ольга Соломина – она чуть ли не за руку отвела Виталия на экзамены, и его приняли на курс известного актёра, лауреата трёх Сталинских премий Николая Анненкова.

Брак и развод с Натальей Рудной

Но оказалось, что трудности для Виталия только начинаются. На занятиях, когда все старались обратить на себя внимание, он сидел молча, не высовывался, в первые ученики не лез, и внимательно слушал то, что говорил преподаватель.

Однако, несмотря на скромность и сдержанность студента Соломина, преподаватели его заметили, и уже на втором курсе его пригласил в свой спектакль «Танцы на шоссе» великий театральный режиссёр Анатолий Эфрос.

Но во время репетиций Соломин, как ни старался, не мог сосредоточиться – он всё время думал о своей партнёрше по сцене Наталье Рудной, а она, столичная красавица, была холодна и неприступна.

Читайте также  Дана Борисова в палате психиатрической клиники из-за острого обострения, Алене Косторной сделали сложную операцию на бедре

В какой-то момент Наталья заметила внимание Виталия, и даже позволила ему несколько раз проводить её до дома. Но тут по распоряжению министра культуры Екатерины Фурцевой спектакль Эроса закрыли.

Соломин испугался, что теперь не сможет видеться с Натальей – не было бы повода, а училась она в «Щуке», но она уже поняла, что не представляет себе жизнь без Виталия, они стали встречаться чаще, и в 1963 году поженились.

Отец Натальи был журналистом, мать – переводчицей с немецкого языка. В Москве у них была неплохая квартира, а у дочери там – своя комната, и Виталий из театрального общежития переехал к жене.

Первое время они были счастливы, но вскоре стало ясно, что Виталий и Наталья – совершенно разные люди: он любил уединение, много читал, а жене больше нравилась жизнь столичной богемы, шумные компании.

Она почти никогда не сидела дома, и удивлялась, что Виталий оказался таким затворником и домоседом. Противоположные полюса не притянулись, и через три года супруги официально развелись. Соломин вернулся в общагу Малого театра.

Внешне он спокойно переживал развод, но стал ещё более замкнутым, ещё больше закрылся в себе, и решил больше никогда не жениться.

Наталья потом была замужем за автором «Белорусского вокзала» Андреем Смирновым, родила ему двоих дочерей – Авдотью и Александру. Сейчас Наталья замужем за телеоператором Сергеем Лукиным.

Эпизодические роли в фильмах

В это время Соломина утвердили на одну из главных ролей в фильме Павла Любимова «Женщины». Фильм не был для него дебютом – в 20 лет он снялся в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева.

Эпизод был крохотный, но со словами – герой Соломина забросил пустую бутылку через Москва-реку и Волгу в океан, хотя Волга, как всем известно с раннего детства, впадает в Каспий, выхода в океан не имеющий.

Но фильм положили на полку, и в прокат он вышел через несколько лет под названием «Мне двадцать лет». Впрочем, Соломина там даже в титрах не было. Фильм «Улица Ньютона, дом 1» снимать начали позже, а вышел он раньше.

Там Соломин тоже снялся в эпизоде, но, в отличие от фильма Хуциева, в титры попал. В картине «Председатель» у Соломина роль была побольше – его хирург Валежин даже с самим Трубниковым в исполнении Михаила Ульянова ругался.

Первая большая роль в фильме

Мечты о большой серьёзной кинороли сбылись. В «Женщинах» герой Соломина Евгений влюбился в одинокую женщину с ребёнком.

Для того времени это была остро социальная тема, а для Евгения и его возлюбленной, живущих в небольшом городке, где все всех знают, и все у всех на виду, любовь оказалась сильнее общественного мнения, разных сплетен и пересудов.

Фильм стал лидером проката 1966 года – его посмотрели почти 37 млн. человек, и Соломин, достоверный искренний, и надёжный, внезапно стал идеалом мужчины для миллионов зрительниц. Собственно, играть-то ему особенно и не пришлось – он и в жизни был таким.

Малый театр

Однако, несмотря на заметные успехи и растущую популярность, творческая жизнь, вернее, её результаты, не очень устраивали Виталия.

Он всё сильнее замыкался в себе, закрывался, всё больше читал, сидя в крохотной комнатке в общаге. После окончания «Щепки» его зачислили в труппу Малого театра, где уже состоял в штате Юрий.

За 20 лет в Малом Соломин играл в 21 спектакле, но ему самому эти работы удовлетворения не приносили, хотя он был Чацким в «Горе от ума», Хлестаковым в «Ревизоре» и Федей Протасовым в «Живом трупе».

О таких ролях мечтает любой артист. Накануне премьеры «Горя от ума» у Виталия случился первый в жизни гипертонический криз, но от помощи докторов он отказался, и вышел на сцену.

Это был первый звонок, который мог кончиться трагически, и который прозвучал колоколом в 2002-м. Премьера стала событием, критики и зритель оценили талант Соломина, известного больше по киноролям. Это был настоящий успех.

Читайте также  Кассир вспеснул руками, когда два мальчика покупали тампоны. Но ответ на вопрос «зачем», еще больше его озадачил

Однако в театре это лишь усложнило его существование – появились завистники, кто-то стал опасаться, что Виталий может отнять у них роли.

Кроме того, Виталия несколько угнетало, что он оставался как бы в тени своего брата, карьера которого в театре и в кино была более успешной – одни Павел Кольцов в «Адъютанте его превосходительства» чего стоит!

Надежду принёс 1969-й год: известный режиссёр Пётр Тодоровский утвердил Соломина на главную роль в фильме «Городской романс», который должен был стать событием в киномире.

Вместе с Виталием в картине снималась студентка текстильного института Мария Леонидова – она случайно попала на глаза ассистенту Тодоровского по актёрам, и тот позвал её на кинопробы, а Тодоровский сразу утвердил её на главную роль.

Девушка очень нервничала, смущалась, на площадке была нервозная обстановка, а Соломин старался её поддержать, и сам не заметил, как влюбился. И тут Тодоровский решил, что напрасно взял на главную роль Соломина, и пригласил Евгения Киндинова.

Соломин очень переживал, что Маша теперь будет считать его неудачником. Внешне Виталий оставался таким же холодным и сдержанным, но на самом деле он по-настоящему страдал.

После нескольких мучительных недель он решил, что всего себя посвятит только работе, как решил ещё в юности, а в личной жизни – как повезёт.

«Даурия» и второй брак

После отставки из «Городского романса» Виктор Трегубович пригласил Виталия в двухсерийную картину «Даурия» о дальневосточных казаках времён революции и Гражданской войны.

Это был один из двух фильмов, где братья Соломины сыграли вместе – потом была оперетта «Летучая мышь». Снимали фильм на их родине в Чите. Во время съёмок приходилось много ездить в седле – трюки актёры выполняли сами.

Однажды лошадь, актерскому мастерству не обученная и к шуму на площадке не привычная, понесла, сбросила Виталия, который тоже не был мастером-наездником. Он сильно повредил спину, и загремел в больницу.

На площадку он вернулся, не долечившись: Виталий помнил опыт «Городского романса», и боялся, что Трегубович найдёт другого актёра, и переснимет материал с ним. Да и что греха таить: в больнице его одолевали мысли о Маше, и в работе он надеялся забыть о ней.

Со съёмок «Даурии» Виталий на несколько дней вырвался по делам в Москву, и в метро случайно встретил звукорежиссёра из съёмочной группы «Городского романса», Виктора Курганского, и тот, почти в шутку сказал, что Маша очень скучает по Соломину.

Виталию воспринял эти слова всерьёз. Хотя картину ставили на Одесской киностудии, большую её часть снимали в Коломне, съёмочная группа жила в Москве, и далеко ехать не пришлось. Виталий и Маша встретились, договорились, что когда закончатся съёмки в Чите, увидеться вновь.

Маша поняла, что Виталий тот человек, о котором она мечтала всю жизнь, а Соломин, не выдержав разлуки, снова приехал в Москву, признался Маше, которая была младше него на 8 лет, в любви, и предложил руку и сердце.

Поженились они в октябре 1971 года. Жили врозь – он в Москве, она получила распределение в Ленинград, виделись редко, но Соломин был по-настоящему счастлив, ведь Маша понимала его, как никто другой.

Но именно он, ревнуя, не позволил Марии продолжать карьеру в кино – после замужества она снялась только в шести картинах, причём, в четырёх из них играла вместе с мужем.

Мария послушно взяла на себя роль домашней хозяйки. В 1973 году у них родилась дочь Анастасия, через девять лет – Елизавета.

В 1974 году Соломин стал Заслуженным артистом РСФСР, однако как киноактёр он был совершенно несчастлив. В своём дневнике он записал, что на актёрском поприще ничего не добился. Ему было под 40, и он хотел настоящей работы.

Он хотел ставить спектакли в Малом театре, и в начале 80-х даже поставил «Моего любимого клоуна» по повести своего друга Василия Ливанова, и сам сыграл в нём главную роль.

Читайте также  Из забоя в запой: о каких «рекордах» Стаханова было не принято говорить в советское время

Но в 1985 году в Малый пришёл новый руководитель известный актёр и режиссёр Владимир Андреев, и один из Соломиных оказался не угоден.

Андреев снял с репертуара «Моего любимого клоуна», билеты на который были раскуплены на месяцы вперёд. Соломина это оскорбило, и он ушёл в театр им. Моссовета.

Когда брата назначили худруком Малого, Виталий вернулся, и поставил «Дикарку» по Александру Островскому, мюзикл «Свадьба Кречинского» по Александру Сухово-Кобылину, и «Иванова» по Антону Чехову.

По театру гуляли слухи о его длительных романах с Еленой Цыплаковой и Светланой Амановой. Первая была младше Соломина на 17 лет, вторая – на 20.

«Сибириада»

Соломина начали мучить боли в спине – сказалась травма, полученная на съёмках «Даурии». Нужно было идти к врачам, но в это время Андрон Кончаловский пригласил его на главную роль в 4-серийном фильме «Сибириада».

Соломин моментально забыл о своей больной спине, и с головой окунулся в работу. Спал он по 2-3 часа в сутки, постоянно репетировал, предлагал режиссёру своё прочтение роли.

Фильм получил второй приз Каннского кинофестиваля, уступив «Апокалипсису сегодня» Френсиса Форда Копполы и «Жестяному барабану» Фолькера Шлёндорфа.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Соломина стали узнавать, останавливать на улицах и просить автографы, но никакой звёздности у него не появилось. Соломина начали приглашать киностудии. Дома его письменный стол был завален новыми сценариями.

Но скучные «производственные» или «колхозные» картины и слезливые мелодрамы его не привлекали. И вдруг Игорь Масленников позвал его на роль доктора Ватсона. Удивительно, но Соломин, опытный актёр, на пробах заметно нервничал.

Ему нужно было играть друга главного героя, а они с Василием Ливановым, которого утвердили на роль Шерлока Холмса, даже не были знакомы.

Ливанов убеждён, что любовь сыграть можно, а вот чтобы играть дружбу, нужно дружить в жизни, потому, что любовь бывает безответной, а дружба – нет. Соломин с Ливановым подружился на всю жизнь, и считал эту дружбу самым большим успехом картины.

Ливанов так считает до сих пор, хотя с момента ухода Виталия Соломина прошло уже больше двадцати лет. Фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» сразу полюбился зрителям, а Виталия воспринимали только как доктора Ватсона. Но не о таком успехе он мечтал.

«Зимняя вишня»

В 1985-м Масленников снял Соломина в ставшем очень популярном фильме «Зимняя вишня». Позже Масленникову вкус изменил.

И он снял продолжение «Вишни», превратив хорошую картину в пустую мыльную оперу, где ни Соломину, ни его партнёрше Елене Сафоновой играть было попросту нечего, и они тоскливо отбывали номер.

«Свадьба Кречинского» и уход

«Свадьбу Кречинского» зритель полюбил, но самому Соломину спектакль, где он ещё и главную роль сыграл, дался очень непросто – ему ведь было под 60, и спектакль стал роковым в его жизни.

Он танцевал, садился на шпагат. Из-за таких нагрузок вновь страшно разболелась спина, прогрессировала болезнь сосудов.

Но Соломин внимания на своё здоровье не обращал. Всю жизнь он добивался именно творческой свободы, и уже никак не мог от неё отказаться.

А ещё он преподавал во ВГИКе, и студенты его обожали, некоторые в своём обожании доходили до того, что звонили своему преподавателю по ночам, чтобы посоветоваться или поделиться.

Соломин относился к таким звонкам спокойно, не ругался и не роптал. Впрочем, он и без этих звонков отдыхал по 2-3 часа, и не соблюдал никакого режима сна, отдыха и питания. У него были грандиозные планы новых постановок.

Умер он, фактически, на сцене, потеряв сознание во второй части «Свадьбы Кречинского». В антракте вызвали «скорую», и на руках отнесли его в машину.

Врачи диагностировали обширный инсульт. Месяц он пролежал в больнице в глубокой коме, и 27 мая 2002 года умер, так и не придя в себя.

Источник