Детективный сюжет о буднях советской милиции, узнаваемые артисты в кадрах, первая и сразу впечатляющая роль в кино одного из лучших актеров современного российского кино…
Казалось, что еще нужно, чтобы стать классикой советского кино и навсегда остаться в памяти зрителей.
На самом деле, этот советский кинодетектив 1983 года сегодня практически забыт. А если его и вспоминают, то, как последнюю роль в кино замечательного советского актера.
Вечером в среду 28 марта 1984 года по Второй программе Центрального телевидения состоялась общесоюзная премьера телевизионного художественного фильма «Ювелирное дело», снятого на студии «Лентелефильм» еще в 1982-м.
Больше по ЦТ СССР картину не показывали, разве что пару раз «крутили» по Ленинградской программе ТВ, а потому мало кто смотрел ленту тогда и помнит сегодня.
А между тем жанр картины – милицейский детектив – был всегда популярен и востребован у советских зрителей.
Но, как и некоторые образцы жанра, «Ювелирные дело» не избежал главной проблемы советского кинодетектива – уход от остросюжетности в сторону ненужного морализаторства, чрезмерного мелодраматизма или надуманной социальной критики.
В итоге расследования преступлений отходило на второй план и превращалось в скучное зрелище.
Из звездных по актерскому составу, но совершенно незахватывающих кинодетективов того времени можно вспомнить «Выстрел в спину» (1980), «Расследование» (1980), «Сицилианская защита» (1980), «Следствием установлено» (1981), «Без особого риска» (1983) и др.
«Ювелирное дело» уступает даже всем перечисленным картинам. Начиная с завязки сюжета, уже есть вопросы: при попытке ограбить квартиру, оборудованную сигнализацией, милиционеры
задерживают матерого вора-домушника. У преступника обнаруживают ювелирные изделия, явно краденые, которые он почему-то берет на дело.
Вор рассказывает следователю, что «золотишко» похищено из квартиры ответственной работницы одного ювелирного магазина. При этом дама в милицию не заявляла, в значит происхождение этих изделий не вполне законное.
Первая проверка подтверждает, что в магазине процветают махинации, а под видом заводских ювелирных изделий продают кустарное золото, похищенное с приисков.
Дальше будут и убийство, и захват милиционера в заложники, и целая преступная сеть, но все это действие смотреть, честно говоря, трудно.
Не справились ни сценаристы, ни режиссер Лев Цуцульковский, поставивший на Ленинградском телевидении множество фильмов и телеспектаклей, иногда по несколько в год, но которые забывались зрителями сразу после просмотра.
Главная проблема создателей картины – наплевательское отношение к образам главных героев и второстепенных персонажей.
Ни следователь, ни главная героиня, этакая «роковая женщина» в квадрате, вообще никак не цепляют зрителя. Преступники блеклые, а их поступки нелогичны и неправдоподобны.
Вначале фильма мы видим вора-домушника, которого хлебом не корми, а дай признаться в преступлении. При этом сами милиционера ничего про это преступление не знают, не было заявления.
В конце картины еще один отрицательный персонаж, старатель на золотом прииске, то готов бежать с утаенным от государства золотом, то вдруг без объяснения причин сдается милиции.
А с самым главным злодеем вообще беда. То он совершает хладнокровное убийство в достаточно экстремальных обстоятельствах, то расклеивается в две секунды.
Действие фильма «Ювелирное дело» происходит в осеннем Ленинграде и в красноярской тайге, которая готовится к долгой зимовке. При этом природа снята так безвкусно, так не впечатляюще, что хочется в очередной раз пересмотреть фильм «Хозяин тайги».
Главную женскую роль сыграла Людмила Чурсина. Причем сразу две роли – очень разных по характеру сестер-близняшек.
При этом ее героиня говорит в фильме, что они не близнецы, а двойняшки, что не предполагает полное внешнее сходство. Однако именно похожесть сестер играет ключевую роль в финале картины. Еще один нелогичный сумбур от создателей картины.
Интересная небольшая роль у 32-летнего Виктора Сухорукова. Это его дебют в кинематографе. Он легко узнаваем внешне, как только появляется в кадре, а уж когда начинает говорить, сомнений не остается.
Сухоруков сыграл недалекого жулика Васю на золотом прииске, и возможно эта самая запоминающаяся актерская работа в фильме, среди всех остальных абсолютно серых и неестественных персонажей.
У начинающего ленинградского актера в тот период настоящая черная полоса. За злоупотребление алкоголем Сухорукова выгнали из Театра комедии, он зарабатывал на жизнь грузчиком и посудомойщиком.
Однако Лев Цуцульковский позвал безработного актера на Ленинградское телевидение и дал ему небольшие роли в своих фильмах «Ювелирное дело» и «Мера пресечения».
Среди исполнителей ролей второго плана тогдашние и будущие звезды ленинградской театральной сцены — Народный артист СССР Иван Дмитриев, Народный артист РСФСР Борис
Соколов, Народные артисты России Николай Иванов, Валерий Никитенко и Юрий Лазарев, но скажем честно, даже маститые актеры неспособны оживить персонажей, которым не написали нормальных диалогов.
А вот еще для двух известных и много снимавшихся советских актеров, фильм «Ювелирное дело» стал последней работой в кино. Они оба так и не дожили до премьеры, уйдя в мир иной еще на этапе съемок.
Небольшую роль милиционера из Красноярского края сыграл актер Ленинградского театра имени Ленсовета Александр Захаров.
В свои 30 лет он уже имел обширную фильмографию. Зрители запомнили его по военной дилогии «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» от студии «Беларусьфильм», по роли конвоира, идейного противника советской власти, отпустившего бандита Леньку Пантелева в
одной из серий «Рожденная революцией», а самая известная его работа в картине Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980).
Александр Захаров сыграл сэра Рональда Адера, ставшего на пути одного из подручных профессора Мориарти. Именно его пытается неудачно (и несколько комично) защитить доктор Ватсон.
В 1982 году актер снимался сразу в двух проектах – «Ювелирное дело» и «Пиковая дама» режиссера Игоря Масленникова, одновременно играл на сцене.
26 марта Александр Захаров возвращался домой с репетиции. В метро по неизвестной причине он потерял сознание, упал и ударился головой. Травма оказалась несовместима с жизнью. Актеру шел 31-й год.
Главную роль следователя в фильме «Ювелирное дело» сыграл Народный артист РСФСР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», звезда Малого театра Никита Подгорный – специально приглашенный москвич в эту ленинградскую постановку.
Он родился 16 февраля 1931 года в Москве в потомственной актерской семье. По примеру отца и родного дяди пришел в Малый театр, активно снимался в кино. В его фильмографии около 70 фильмов и телеспектаклей.
Никиту прославили уже первые роли: «Идиот» (1958) и «Мичман Панин» (1960), потом будут «Два билета на дневной сеанс» (1966), «Братья Карамазовы» (1968), «В одном микрорайоне» (1976),
«И снова Анискин» (1977), серия «Подпасок с огурцом» в Следствие ведут ЗнаТоКи» (1979), «Опасный возраст» (1981) и др.
В 1981 году актеру поставили страшный диагноз – неоперабельный рак легкого. На съемки «Ювелирного дела» в Ленинград он приезжал уже глубоко больным человеком, сидящим на обезболивающих уколах.
Родные скрыли от него наличие смертельной болезни, но сам актер понял, что его ждет, и при этом долгое время не подавал виду.
Никита Владимирович не опускал руки, продолжал сниматься и репетировать в театре, балагурил, шутил, оставался душой компаний вплоть до последних дней.
Все сцены с актером отснять успели, а вот озвучить своего персонажа он не успел. 24 сентября 1982 года Никита Подгорный скончался в палате онкологической больницы в Москве.
В фильме «Ювелирное дело» герой Никиты Подгорного говорит хорошо знакомым голосом Вячеслава Шалевича. И это еще одна проблема картины…