Когда Елена Образцова появлялась на сцене, зал вставал. Ее голос, наделенный невероятной силой и красотой, заставлял людей плакать и смеяться, сопереживая ее героиням.
Рядом с ней находился не менее талантливый человек, чем она сама — ее муж Альгис Жюрайтис. Им пришлось через многое пройти.
До этого у Елены Васильевны была прекрасная семья. Ее супруг, Вячеслав Петрович Макаров был известным ученым-физиком, преподавал в МГТУ имени Баумана.
Они познакомились, когда Елена была третьекурсницей., а Вячеслав учился на физфаке Ленинградского университета. Он влюбился в «красавицу Элен», как он называл ее, но вскоре его отправили преподавать физику в Монголию.
Целый год они не виделись, но писали друг другу очень нежные письма. Когда он вернулся, состоялась скромная свадьба. Елену, тогда еще студентку, пригласили петь на сцене Большого театра и выделили как солистке квартиру.
Вячеславу пришлось выбирать: ехать в Москву за женой или оставаться в Ленинграде, где у него была перспективная карьера. Он выбрал первое.
Через год после свадьбы родилась дочь. Девочку назвали Еленой, Макаров так любил жену, что хотел чтобы Леночек в доме было больше.
Жили они в квартире напротив Курского вокзала. В детстве маленькая Лена выучила расписание поездов наизусть. Из репродуктора неслось: «Со второго пути отправляется поезд «Москва — Симферополь…»
Молодая семья наконец переехала в квартиру на Патриарших прудах, где Вячеслав Петрович сам сделал ремонт. Он занимался бытом, готовкой, ремонтом, уборкой, покупками и ребенком, а ночью писал статьи по физике.
Елена Васильевна много гастролировала и Вячеслав Петрович каждый вечер заказывал телефонный разговор с ней. Они были счастливой семьей.
У них в доме всегда были животные. Как то Елена Васильевна привезла с гастролей крошечного тушканчика. Их кот сразу стал проявлять активный интерес к новому питомцу, которого пришлось прятать в клетку.
Тушканчик был забавным существом, он виртуозно расплетал вязаные носки и вил себе гнездо. Однажды Елена Васильевна вернулась, а дверца клетки распахнута, тушканчика нет, а кот сидит у двери с виноватой мордой… Погоревали.
Прошло около месяца, Образцова собиралась на концерт и у зеркала примеряла потрясающей красоты шифоновое платье, которое купила в Америке. Муж спросил: «Это что теперь, в Америке такая мода?
У тебя весь подол в дырах!» Елена Васильевна схватила другое платье, а там также вырваны куски.
Тушканчика нашли мирно спящим в шкафу в гнездышке, свитом из кусков платьев Елены Васильевны и листков диссертации Вячеслава Петровича, которые зверек стащил у него со стола. Тушканчик впал в зимнюю спячку.
Елена Васильевна была большой модницей и муж всегда баловал ее нарядами. Когда в моде были каракулевые шубы, она захотела непременно такую.
Макаров заказал шубу у скорняка, а когда она была готова, поехал забирать. Чтобы по дороге ничего не случилось, он решил, что обратно поедет на такси.
Подъехал к дому, полез за деньгами, а денег нет, все до последнего рубля отдал скорняку. Макаров говорит таксисту: «Я домой за деньгами сбегаю?» Таксист отвечает: «Давай, только пакет оставь!» То, что в пакете лежала шуба было видно.
Вячеслав Петрович взлетел по лестнице, схватил деньги и бросился вниз. Водитель засмеялся: «Ну что, от страха не случилось ли чего?» Довольный Вячеслав Петрович презентовал шубу супруге.
Подрастающая дочка Лена стала заниматься музыкой. Она, бывая с мамой в театре, выучила почти все ее оперные арии на слух. Петь ей нравилось, но она никак не могла взять в толк, какое отношение имеет пианино к голосу.
Лена с педагогом заключили бартерную сделку: он играет за Лену «Жили у бабуси», а она читает книжку. Постепенно репертуар, исполняемый педагогом, усложнялся и расширялся.
Однажды, когда к ним пришли гости, Елена Васильевна попросила: «Сыграй нам, Леночка, что нибудь!» Тут обман и раскрылся.
Лена росла «папиной дочкой». Отец ее воспитывал, кормил, делал с ней уроки, одевал, утешал, объяснял, почему у нее раз в месяц болит живот… Друзей у девочки было немного, но она всегда знала, что мама и папа — единое целое, ее крепость и опора.
Все случилось в один миг. Лена только что пошла в десятый класс. Альгис Жюрайтис, дирижер Большого театра, часто бывал в их доме.
Образцова и Макаров старались поддержать его после развода. Мужа Елены Васильевны в сентябре отправили «на картошку», и он попросил Альгиса Жюрайтиса встретить супругу с гастролей.
Альгис вошел в купе поезда с огромным букетом и дежурно поцеловал ее. И обоих поразило, будто электрическим разрядом. С этого момента вся их жизнь резко переменилась. Дальнейшее существование друг без друга казалось просто немыслимым.
Елена Васильевна разрывалась между двумя чувствами: любовью к своей семье, которую ей предстояло разрушить и любовью к Альгису. Она решила рассказать все дочери. Но ребенку нельзя доверять интимные тайны.
Эффект от признания был совершенно противоположный. Матери хотелось, чтобы дочь поняла ее, хотелось поддержки, женской солидарности. Ее встретил яростный отпор.
Дочь сказала, что может в разводе и виноваты оба, но заводит интрижку на стороне кто то один. Ни слезы Лены, ни угрозы, ни упреки не подействовали.
Дочь, находившаяся в возрасте, в котором мир бывает только черным или белым, без полутонов, долгое время не могла простить мать. Поведение Лены в школе изменилось, она стала дерзкой, начала демонстративно курить.
Однажды это увидели учителя и директор школы. Он вызвал Лену к себе в кабинет. Девочка расплакалась и сказала: » У мамы роман на стороне, папа не догадывается. Я не знаю, разойдутся ли они. Я даже подружкам не рассказывала… Это такой позор!»
На педсовете нашлось много желающих выгнать ее из школы: «Сегодня с сигаретой, а завтра кое что похуже!» Директор оказался мудрым человеком: «Макарову оставляю под свою ответственность или ухожу с директорства!» Все замолчали.
Мужу Образцова наконец объявила: «Я полюбила другого!» Когда она в очередной раз вернулась с гастролей, мужа с дочерью в квартире уже не было, они переехали на дачу. Переживали все.
Лена отказывалась общаться с ней, а по телефону обращалась исключительно на Вы и «Елена Васильевна». Елена Васильевна не могла себе позволить потерять единственную дочь.
Они не разговаривали три года. Когда мать в первый раз после трехлетней разлуки навестила дочь, то они обнялись и обе расплакались, отец в тот момент деликатно ушел гулять.
Елена Васильевна постоянно звонила, передавала подарки, помогала материально. Но Лена смогла понять маму, лишь тогда, когда у нее родился сын.
С новым мужем Елены Васильевны общение Лены сводилось к следующему: «Здравствуйте! Передайте хлеб пожалуйста. До свидания!» Альгис Жюрайтис тщетно пытался наладить общение с девушкой.
Вячеслав Петрович Макаров долго переживал развод с женой. Лена успокоилась только тогда, когда отец снова женился и у него родился сын, брат Лены.
Они все же стали подругами, Елена Образцова и ее дочь, тоже избравшая для себя профессию оперной певицы.
Лена окончила консерваторию, училась у Монсерат Кабалье в Испании. В Испании она повторно вышла замуж и родила дочь. В последние годы Лена пела на сцене с Еленой Васильевной.
Образцова с Жюрайтисом прожили семнадцать счастливых лет, вплоть до его смерти в 1998 году. Она признавалась, что это была настоящая любовь.
Елена Васильевна говорила дочери: «Человек живет, пока любит, и не важно — мужчину, женщину, ребенка, кошку, собаку, природу, птичек. Пока есть интерес к жизни, человек живет!»
Образцова всегда стремилась помочь людям. Доставала, привозила из-за границы дефицитные лекарства, давала деньги на лечение незнакомым людям, оплачивала учебу, привозила вещи и медицинские приспособления. Она выходила на сцену, пока были силы.
Когда она заболела, люди выстраивались в очередь, чтобы сдать кровь для любимой певицы. Она до последнего дня пыталась сохранить бодрость духа и веселила всех.
Когда дочь приехала к ней в клинику, то Елена Васильевна во время обхода сказала врачу: «Наклонитесь ко мне».
Лена подумала, что будет тихонько жаловаться на боли и плохое самочувствие, а она шепчет на ушко врачу анекдот: «Значит, идут два мужика…» Она умерла от лейкемии на 76 году жизни. Это случилось 12 января 2015 года.
Ее называли Еленой Прекрасной и лучшей Кармен 20 века, а она больше всего любила в русском репертуаре роль Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина», а в зарубежном — Сантуццу из «Сельской чести».
Обе партии отражали внутренний мир самой актрисы, цельность, силу и глубину ее натуры, способность большой любви и страсти.