«Я никого в монтажную не пущу. Если кто-то попробует, уничтожу его прессом для склейки плёнки». Фильм «Чучело» Ролану Быкову пришлось отвоёвывать. Начальники из «Госкино» требовали, чтобы режиссёр перемонтировал картину.
«Чучело» принимали в штыки с самого начала. Быков удумал показать будущее страны, её детей, циничными и жестокими. Режиссёра обвинили в поклёпе на Советских школьников. Ну кому понравится отражение в зеркале, если оно безобразное.
«Меня обвиняли по всем статьям, предлагали посадить, требовали запретить фильм, каждый день возвращался я домой раздавленным, «убитым».
Желая только одного, чтобы всё это кончилось». Премьера фильма «Чучело», стоила Ролану Быкову обширного инфаркта.
Казалось бы кому-кому, а Ролану Быкову не привыкать что его работы запрещают
В Советском кино его за глаза называли королём запрещённых картин. Двадцать лет пролежал на полке фильм «Комиссар» режиссёра Александра Аскольдова.
Быков в нём сыграл главную мужскую роль. Еврея, Ефима Магазанника. Пятнадцать лет, пылился в архиве фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах».
Здесь, Быков сыграл командира партизанского отряда, Локоткова. Обе картины были объявлены антисоветскими. Не из-за Быкова, конечно, но похоже актёр умел выбирать роли.
Проблемы были и с фильмом «По семейным обстоятельствам», режиссёра Алексея Коренева. Чиновники требовали вырезать сцену, где герой Быкова (Логопед), ставит девочке Лене диагноз.
В «Госкино» решили, что создатели картины, в этой сцене смеются над самим Леонидом Ильичом. Брежнев тоже не выговаривал многие буквы. Но в итоге эпизод удалось отстоять. Кстати, вся сцена была снята с первого дубля.
Собственно, как и все сцены с участием Ролана Быкова. Это были его условия. Из-за этого в фильм вошёл и один забракованный дубль. Евгений Евстигнеев в какой-то момент не выдержал и начал хохотать над всеми этими дефектами дикции.
На худсовете в «Госкино» сценарий фильма режиссёра Ролана Быкова «Айболит 66», обсуждали… четыре часа. И сначала, прямым текстом, запрещали снимать Быкову эту сказку для детей и взрослых.
Причин приводили много: «Что мартышка, это международное оскорбление негроидной расы. Поэтому нельзя мартышек. Что Африка нас интересует совсем не тем, что уже идёт индустриализация Африки», — вспоминал потом режиссёр.
А что поёт Айболит у Быкова? Это же сплошная антисоветчина. Как это может быть плохо гражданам страны, где почти построили коммунизм? А эти Бармалеи с их песенкой про героев «всегда идущих в обход», что за фиги в кармане?
В 1966 году у Быкова было уже достаточно опыта общения с начальством.
На первый просмотр картины, вместе с министром он посадил Серея Михалкова, которому кино очень понравилось. Известный детский поэт, автор гимна СССР, отвлекал чиновника в нужных местах разговором.
А после просмотра объяснил ему, что тот думает о фильме. Так Ролан Быков и получил добро на премьеру «Айболита».
Друзья называли Быкова «Неистовый Ролан». У него на всё и всегда была своя точка зрения. Почти все роли он переписывал под себя.
Постоянно импровизировал на площадке. На съёмках у Тарковского, в «Андрее Рублёве», Быков сначала отказался от балетмейстера (не было у скоморохов балетмейстеров). Придумал танец сам.
Потом, Быков забраковал специально написанные для фильма частушки. Отправился в библиотеку и разыскал там подлинные прибаутки лицедеев древней Руси.
Только использовать их он не смог (сплошной мат). Так что частушки для своего скомороха, Ролан написал сам. Это была любимая роль актёра.
«Либо сумасшедший, либо талант. А может и то, и другое вместе», — подумал при первой встрече с Роланом Быковым, известнейший Советский режиссёр, Михаил Ромм. Диагноз сумасшедшего ему поставил не только именитый режиссёр.
Его так же называли друзья, но зато любя и по доброму. Столько творческих идей и в одном человеке. Такое с трудом поддавалось пониманию.
Коллег и близких Ролана Быкова поражало не только его трудоспособность, но и стойкость, с которой он переносил все удары. «Я побит, начну сначала», — эти слова стали девизом для режиссёра и актёра Быкова на всю жизнь.