Виктор Авилов — один из самых необычных и загадочных актеров советского театра и кино. Своеобразная внешность Авилова не вписывалась в стандарты красоты, тем не менее, ни одна женщина не могла устоять перед его харизмой.
Не имея актерского образования, Виктор вживался в роли так, что его сравнивали со Смоктуновским и Высоцким.
В этом выпуске речь пойдет о судьбе удивительного актера, который работал водителем грузовика, а позже прославился на всю страну своей ролью в фильме «Узник замка Иф».
Почему набожный Авилов стал практиковать оккультизм, считал себя неподвластным смерти и играл с ней в «кошки-мышки»?
Виктор Авилов появился на свет 8 августа 1953 года на окраине столицы. Как и его приятели с улицы, парень не отличался покладистым характером и порой прогуливал школу.
Окончив 8 классов, Виктор подал документы в индустриальный техникум, а в 1972 году сразу после завершения учебы отправился отдавать долг Родине.
Когда Авилов вернулся домой, он стал работать водителем МАЗа в автоколонне. В тот период молодой человек даже и не думал о том, чтобы связать свою жизнь с театром, да и своеобразная внешность не слишком подходила для сцены.
При этом яркая наружность никогда не мешала Виктору знакомиться с девушками. Первой супругой Авилова стала Татьяна: Виктор дружил с ней с 16-ти лет, а когда уходил в армию, пообещал жениться по возвращении.
Свое слово юноша сдержал. Однако этот брак проверку временем не прошел, и вскоре супруги подали на развод. Детей у Татьяны и Виктора не появилось.
В середине 70-х друг Авилова познакомил юношу со своим братом Валерием Беляковичем — перспективным режиссёром и создателем любительского театра на юго-западе Москвы.
Виктор согласился принять участие в проекте Валерия, который постоянно находился в поиске единомышленников.
Так актер стал совмещать работу водителя с репетициями и выступлениями в театре. Вот, как вспоминал о том периоде один из зрителей театра Беляковича:
В 1979 году Виктор решил оставить карьеру водителя и полностью погрузился в театральную деятельность: тогда Театр на Юго-Западе как раз стал профессиональным. В начале 80-х в труппу театр влилась начинающая актриса Галина Галкина.
Новая коллега очень понравилась Виктору, и он стал оказывать ей знаки внимания. Девушка ответила взаимностью, а вскоре влюбленные поженились. Позже в семье появилось две дочери: Аня и Оля.
Кстати, младшая дочь Ольга пошла по стопам родителей и в 2003 году стала актрисой Театра на Юго-Западе. Ольга Авилова предана сцене родного театра, но успела принять участие в 11-ти кинопроектах.
В 1988 году Юнгвальд-Хилькевич взялся за экранизацию знаменитого романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».
С самого начала режиссер видел в роли Эдмона Дантеса Михаила Боярского, он даже утвердил его на эту роль. Однако, наблюдая за выступлением Авилова в роли Гамлета, Георгий Эмильевич изменил свое решение.
Михаил Боярский пришел за кулисы Театра на Юго-Западе, чтобы взглянуть на Авилова: Виктор буквально прожег Боярского взглядом.
Тогда Михаил понял, почему Юнгвальд-Хилькевич передумал: роль мстителя определенно должен был исполнить Виктор Авилов. Однако «Д’Артаньян» не остался без дела: в фильме он исполнил роль главного антагониста Монте-Кристо — графа де Морсер.
Надира Мирзаева, которая сыграла прекрасную наложницу Гайде (позже актриса стала супругой Юнгвальд-Хилькевича), так вспоминала об Авилове:
Надира Мирзаева утверждала, что Виктор пользовался популярностью у всей женской части съемочной бригады: в него были влюблены как коллеги по площадке, так и поклонницы.
Ходили слухи, что даже признанный красавец Боярский завидовал успеху Авилова у противоположного пола.
Во время съемок фильма «Искусство жить в Одессе» (1989) 36-летний Авилов стал испытывать нежные чувства к только что ставшей совершеннолетней ассистентке костюмера Ларисе.
Она была замужем, муж у нее был моряк, который по полгода ходил в плавание, чем и воспользовался Авилов. Он говорил: «Как же можно такую красавицу отпускать на полгода?»
Его симпатия оказалась взаимной, Виктор даже решил уйти из семьи ради новой возлюбленной.
Однако, этот выбор дался ему нелегко: мужчину мучили угрызения совести, ведь он жил в счастливом браке с Галиной Галкиной почти 10 лет и воспитывал двух дочерей.
К тому же Галкина продолжала выступать на одной сцене с Авиловым, и практически ежедневные встречи с бывшей супругой служили Виктору напоминаемом о его предательстве.
Несмотря на душевные терзания, театральная карьера Авилова шла в гору. Британские таблоиды окрестили актера «Лучшим Гамлетом», а зрители заверяли, что Виктор в этой роли смотрится более органично, чем Высоцкий и даже Смоктуновский.
Неудивительно, что за Авиловым закрепилось амплуа мистических героев и загадочных персонажей.
Так в триллере «Господин оформитель»(1988) Виктор исполнял роль художника, который хотел обмануть смерть, а затем — отважного графа Монте-Кристо.
Но именно роль мага Воланда (1993) подходила Авилову идеально, ведь он сам владел сверхъестественными способностями: пробовал себя в качестве гипнотизера, мага, а также общался с потусторонними силами.
Буфетчица Театра на Юго-Западе Любовь Жильченко свела Авилова с оккультным наставником Валерием Аверьяновым. Впоследствии гуру рассказывал, что Виктор уже давно знал о своей способности телепата, которую признали даже в Институте мозга.
В 90-х у Аверьянова было много последователей, но в нулевые общество, в котором состоял и Авилов, объявили сектой. К тому моменту наставник уверил Виктора, что он — потомок самого Христа.
В 1995 году актер поехал на гастроли в Европу со спектаклем «Мастер и Маргарита». Перед одним из выступлений Авилов почувствовал недомогание.
Врачи поставили диагноз: давняя язва желудка. По дороге в больницу сердце Виктора остановилось, но реаниматорам удалось спасти актера.
К сожалению, как только Авилов почувствовал себя лучше — начались осложнения. Сердце мужчины вновь остановилось, но и на этот раз врачам удалось «вытащить» Виктора с того света.
После этого случая про актера стали говорить: «Смерть от него отвернулась», и Авилову это придавало уверенности.
Врачи подтвердили, что актер будет жить, но обязательным условием был отказ от спиртного, которым Виктор начал злоупотреблять еще во времена работы водителем.
Позже после каждого выступления в гримерке актер использовал алкоголь, как средство, помогающее выйти из образа. Авилов рассказывал, что его преследует роль Воланда, отчего он не может уснуть. Но Виктор и правда на какое-то время отказался от спиртного.
По прошествии четырех лет Авилов приболел, а после долго не мог вылечить кашель. Актер решил пройти полное медицинское обследование.
Оказалось — туберкулез. Виктор выглядел все более изможденным: ему пришлось оставить сцену и начать лечение. Спустя два года Авилов стал поправляться, тогда он любил повторять: «В наше время от чахотки не умирают».
Может быть, эта мысль слишком сильно засела в голову актера, ведь как только Авилову разрешили вернуться домой, он тут же перестал выполнять указания врачей.
Жизнь во всю кипела: Виктор открыл свою школу актерского мастерства при театре, попробовал себя в роли режиссера-постановщика, часто ездил на гастроли, постоянно снимался и не забывал про сцену.
Зрители не переставали восторгаться талантом Авилова, но их все больше волновал истощенный вид мужчины: он был бледен, как полотно, но старался не обращать внимания на плохое самочувствие, предполагая, что это снова напоминает о себе язва желудка.
Вдобавок из-за участившихся скандалов с женой на тему ревности, Виктор снова начал выпивать.
Точный диагноз, который оборвал жизнь Авилова, актер узнал всего за пару месяцев до своего судного дня.
В июне 2004 года Виктор Васильевич вернулся с гастролей и рассказал супруге Ларисе, что его стали тревожить сильные боли в спине, но тогда Авилов еще надеялся, что просто застудился. В больницу актер попал лишь тогда, когда обезболивающие перестали помогать.
Выяснилось — онкология, которая развивалась уже 9 лет. Виктор решил, что и на этот раз ему удастся сразить недуг: он с женой разослал письма во все прогрессивные зарубежные клиники, однако никто не взялся за его дело. В ответ врачи писали, что спасти его может только чудо.
Тогда Авилов решил отправиться на лечение к «целителю» в Новосибирск. За пару дней до вылета актер встретился с бывшей женой Галиной Галкиной, чтобы покаяться перед ней и попросить прощения.
В Новосибирск Виктор добирался практически в забвении. Больше месяца продолжалось сомнительное лечение: тело пациента разогревали практически до 60-ти градусов, что по меркам целителя должно было уничтожить «злополучные» клетки.
За день до ухода из жизни Виктора Васильевича его жена Лариса увидела удивительный сон: супруг идет вверх по лестнице в белой рубашке, улыбаясь, он кричит: «Я иду играть, я на сцену!»
Утром 21 августа 2004 года женщина узнала тяжелую новость – ее мужа не стало. Авилову шел только 52-ой год.
Друзья, родственники и поклонники смогли попрощаться с замечательным актером на Востряковском кладбище.
Безмерно жаль, что Виктор Васильевич Авилов – харизматичный, талантливый актер и яркий актер ушел так рано, «спалив себя дотла». Скорее всего, он догадывался, что ему суждено прожить такую короткую, но интересную жизнь! Светлая память…