В жизни этой женщины была только одна любовь, и только одна точка отсчета ее недолгого женского счастья. Это день встречи с тогда еще никому неизвестным питерским музыкантом Виктором Цоем.
После его гибели Марианна напишет книгу об их пяти годах счастливой супружеской жизни, которую так и назовет — «Точка отсчета».
Она, пережив любимого всего на 15 лет, так и не смогла простить ему того, что в последние годы жизни рядом с ним была другая женщина.
Знакомство с будущим лидером группы «Кино»
80-е годы в СССР были расцветом неформальной молодежной культуры, которая начинала развиваться с так называемых городских «квартирников».
Именно там, на кухнях частных квартир, чаще всего встречались молодые таланты и зарождалась современная музыка, поэзия, живопись.
На одном из таких «квартирников», где собиралась молодежная рок-тусовка, и произошла встреча двух молодых людей. Марианна Родаванская, работавшая в Ленинградском цирке, не являлась страстной поклонницей рока.
Но в тот день 5 марта 1982 года, у нее был день рождения, совпавший с днем рождения одного ее приятеля, он и предложил отпраздновать его вместе на «квартирнике».
Как потом вспоминала Марианна, которой в тот день исполнилось 23 года, в разгар веселья, в комнату вошел молодой парень и представился просто: «Меня зовут Витя». Будущему кумиру публики тогда было всего 19 лет.
Сначала Цой не привлек внимания девушки, он показался ей чересчур застенчивым и молчаливым. Что-то поменялось, когда он взял в руки гитару.
Они перекинулись несколькими шутками, а уходя из компании, Марианна губной помадой написала ему на руке свой номер телефона.
Виктор позвонил. Несмотря на то, что Марианна была старше Виктора на четыре года и к тому времени еще не развелась со своим первым мужем, молодые люди начали много времени проводить вместе.
Они жили каждый со своими родителями, у них не было места для встреч, поэтому они просто гуляли по городу, иногда встречались на квартире своих общих друзей, в выходной отправлялись за город на природу, их стали часто видеть вместе на рок-тусовках.
Счастливое время вместе
В те дни «конфетно-букетного» периода, Виктор начал записывать свой первый альбом «45», играть на каких-то платных «квартирниках», где получал 15 рублей, и готовиться к своему первому концерту в рок-клубе.
Марианна бросила работу в цирке и старалась во всем помогать любимому, как она потом сказала, «участвовать в его мытарствах и потихоньку разбираться в музыкальной кухне».
Заработав небольшую сумму на «квартирниках» и своем первом рок-концерте, Цой купил два билета на поезд и они вдвоем с Марианной отправились к Черному морю, где целый месяц жили в палатке. Именно там Виктор создал свою легендарную «Музыку волн, музыку ветра».
Вернувшись в Ленинград, они сняли комнату на Московской площади и начали жить вместе. Музыка в то время не приносила дохода, поэтому Виктор, окончивший ПТУ, устроился реставратором лепных потолков и, помимо занятий творчеством, каждый день ездил на работу.
Кроме того, он увлекался резьбой по дереву, мастерски вырезая фигурки нэцке, которые большей частью дарил друзьям.
В начале 1984 года Марианна и Виктор официально оформили свои отношения, став мужем и женой, а через полтора года у них родился сын Александр.
К тому времени творчество Виктора Цоя стало уже достаточно популярным, уже существовала группа «Кино» и сформировался творческий коллектив, в котором Марианна выполняла функции администратора и продюсера, во всем помогая супругу.
Она была невероятно талантливой и деятельной женщиной, во многом благодаря ее участию, Виктору Цою удалось взойти на вершину успеха и стать легендой советского рока.
Недолгое счастье Марианны Цой
Рождение сына не мешало Марианне активно заниматься делами супруга, но весьма ограничило ее возможности постоянно находиться с ним рядом.
К тому времени вышло уже несколько альбомов группы «Кино», гастроли и поездки на фестивали становились практически беспрерывными, поступали первые приглашения на съемки в кино, и Виктор все чаще проводил время вне дома.
В конце 1986 года Виктора Цоя пригласили в Ялту на съемки фильма «Асса», где он познакомился с кинокритиком Натальей Разлоговой, работавшей ассистентом режиссера.
Их отношения развивались постепенно, но когда молодые люди поняли, что не могут жить друг без друга, Виктор приехал и рассказал Марианне, что полюбил другую.
Для нее это признание стало, как гром среди ясного неба, но она без лишних истерик просто отпустила любимого.
Виктор души не чаял в сыне и старался сохранить добрые отношения с женой. Он даже предпринял попытку подружить двух любящих его женщин, заказав совместный ужин в ресторане. Но из этого ничего не вышло.
Они были слишком разные: импульсивная, энергичная и деятельная Марианна была совершенно не похожа на спокойную, сдержанную и рассудительную Наталью, которая стала последней любовью великого музыканта.
К тому же, в душе, Марианна так и не простила супруга, хотя продолжала с ним общаться, сохранила его фамилию, и отказалась дать развод.
Виктор особо и не настаивал, хотя в его планах было официальное оформление отношений с Натальей. Но судьба распорядилась по-другому.
Не смогла простить предательства, но делала все, чтобы сохранить память о муже
Их последняя встреча состоялась, когда Виктор приехал забрать сына, чтобы провести с ним отпуск в Юрмале.
Там они снимали на лето домик у знакомых Натальи. Марианна не возражала, она проводила их до такси и попросила почаще звонить. Цой пообещал делать это каждый день.
В тот злополучный день, когда Виктор поехал на рыбалку, их сын должен был находиться в машине с отцом, но он с утра закапризничал, не захотел рано просыпаться, и его решили оставить дома.
Не дождавшись Виктора к назначенному времени, Наталья заволновалась и поехала его искать. По дороге она увидела ту аварию, в которой погиб музыкант. Первым делом она позвонила Марианне, которая тут же с друзьями выехала в Юрмалу.
По официальной версии Виктор Цой заснул за рулем, что стало причиной аварии и его трагической гибели. Но Марианна не верила в эту версию, как и в ту, что кто-то мог специально подстроить аварию.
Она лучше других знала Виктора, и была уверена, что у него не было врагов, которые могли бы желать ему смерти, как и в то, что он мог задремать за рулем.
По ее мнению, он просто увлекся быстрой ездой — любил скорость, и потеряв управление, врезался во встречный автобус. Об этом говорили и следы на асфальте.
Марианна пережила мужа на 15 лет и все время старалась сохранить о нем память — записывала его альбомы, участвовала в мероприятиях, посвященных его творчеству.
Написала книгу «Точка отсчета» об их совместной жизни, стала соавтором еще одной книги о Викторе Цое, и воспитала их общего сына, который пошел по стопам отца, став музыкантом.
Она умерла от онкологии в возрасте 46 лет, так и не сумев простить мужа. Незадолго до смерти к ней пригласили священника, но она сказала, что ее обида на мужа не прошла, и она ничего не может с этим поделать, поэтому ей и послана свыше неизлечимая болезнь.
В другой статье вы можете почитать, Почему сын Виктора Цоя сначала отказался от фамилии отца, а теперь выступает вместе с группой «Кино».