«Нас никому не сбить с пути, нам всё равно куда идти», — был уверен в молодости Миша Жванецкий, и пошёл работать в порт. В Одесский. Вообще, изначально он хотел быть судостроителем.
И даже подал документы в соответствующий факультет института инженеров морского флота. Но его туда не взяли из-за пятого пункта — национальности. «Таких, как я брали только в механизаторские», — позже рассказывал Жванецкий.
«Я был предупреждён и окончил то, что предлагали. Именно механизаторские». Ещё в институте он начал сочинять миниатюры и образовал театр «Парнас-2», где и познакомился с Виктором Ильченко и Романом Карцевым.
Когда Ильченко и Карцева позвал к себе работать сам Аркадий Райкин, Жванецкий поехал с ними. Ведь артисты читали его тексты.
А значит работу должен был получить и он. Но жить начинающему писателю в Ленинграде пришлось на деньги что присылали из дому мама и жена.
Предательство
Первой такой жизни не выдержала Лариса – жена писателя. Деньги мужу она посылать перестала. А в последнем письме сообщила что подаёт на развод. Жванецкий расценил её поступок как предательство.
И даже спустя много лет, когда она приехала в Москву чтобы увидеться, Михаил не явился на встречу. (Вы можете закидать меня камнями, но я с ним полностью согласен.
Интересно, как часто спустя много лет, бывшие жёны хотят встречи с экс-супругом, если он не добивается медийного успеха?).
А тогда Жванецкий начал бороться за себя. Работу у Райкина он получил. Но ему хотелось славы. Люди рядом с ним в трамвае пересказывали его же шутки, совершенно не узнавая его.
Конфликт
Как только писатель сам стал читать свои тексты на квартирниках, а потом и в «красных уголках» на встречах с рабочими заводов начались конфликты с Райкиным. И однажды Жванецкий, вместе со стопкой новых текстов, отдал Райкину заявление об уходе.
Тот его подписал. Утвердил и тексты и не возражал против ухода Жванецкого из театра. Так начался период, когда писатель называл верность, признаком недостатка ума. От поклонниц не было отбоя.
У Жванецкого в разных городах страны якобы рождались дети, о которых он не имел понятия. Как говорил сам Жванецкий в таких случаях: «Шутки шутками, но могут быть и дети».
Философия
«Мишины тексты оказывают очень большое влияние на наше общество. Мы становимся чуточку умнее, добрее и лучше», — говорил большой друг Михал Михалыча и режиссёр, Марк Захаров. Но лёгкий Одесский юмор современного философа Жванецкого всегда был немного грустным.
Он был мудрым философом до последней минуты. Всё понимал. Пытался встретить любую неприятность иронией, шуткой, неистребимым одесским юмором.
«В этой стране, для признания надо жить долго», — говорил Жванецкий и продолжал «В начале о тебе говорят: болтун, шутник, одессит, плетёт что-то. И потом про тебя вдруг кто-то скажет, что ты настоящий художник».
И он был настоящим художником, который вместо картин оставил фразы, слова, интонации. Их будут не просто цитировать, по ним будут жить. И на привычное «Нормально Григорий!» обязательно последует «Отлично Константин!»