«Вокруг ТВ» собрал истории о том, чем проштрафились знаменитости в студенческие годы и как потом сумели взять реванш.
Многие наши известные актеры и режиссеры в свое время были отчислены из творческих вузов.
Кто-то потом сумел заново поступить, преодолев огромный конкурс, кто-то восстановился, проявив изобретательность, а кто-то так и остался без диплома, но все они состоялись в профессии. Рассказываем о судьбах таких знаменитостей подробно.
Константин Райкин преподавал в Школе-студии МХАТ с 2001-го по 2013-й годы. Учиться на курсе профессора Райкина считалось престижным, хотя у него была репутация самого строгого педагога на свете.
«Константин Аркадьевич любил нас, студентов, но держал в ежовых рукавицах, — вспоминал в интервью Гела Месхи. – Его любовь заключалась в том, что он был с нами жесток, особенно с мальчиками, не давал расслабиться ни на секунду».
Райкин и сам признает, что довольно деспотичен по отношению к своим студентам. Для него важен не только талант, но и горячая преданность будущей профессии, какую исповедует сам артист, режиссер и педагог.
А тех, кто не соответствовал критериям мастера, он без жалости выгонял. Так Константин Аркадьевич отчислил пятерых однокурсников Гелы Месхи (набор 2004-го года) – Павла Прилучного, Настасью Самбурскую, Ивана Макарeвича, Кристину Асмус и Григория Добрыгина. Рассмотрим, почему.
Павел Прилучный
Павел Прилучный, по его словам, на вступительных экзаменах в Школу-студию МХАТ больше понравился Олегу Табакову, чем своему будущему мастеру Константину Райкину, который с большой неохотой взял его к себе на курс.
Павел старался, стал одним из лучших студентов, и Константин Аркадьевич задействовал его во всех учебных спектаклях и планировал пригласить в «Сатирикон».
Но на одной из репетиций Павел повредил связку на ноге, а потом уже дома споткнулся на эту ногу, и упав, напоролся на нож, который неосторожно лежал на кухонном столе.
Две недели пролежал с травмой в больнице, а выписавшись, решил съездить к маме в Новосибирск и там окончательно восстановиться, а затем вернуться в Москву и участвовать в класс-концерте школы-студии МХАТ.
Но Константин Аркадьевич перенес мероприятие на несколько дней раньше. «Не обнаружив меня в общежитии, Райкин позвонил мне и воспринял мой отъезд в Новосибирск как дезертирство: «Актер должен играть в любом состоянии!», – рассказывал Павел. – После чего снял меня со всех 28-ми ролей.
Я понял, что в «Сатириконе» мне в ближайшее время ничего не светит, оскорбился и по возвращении забрал документы из Школы-студии. В общем, оба погорячились».
В итоге актерское образование Прилучный продолжил получать в ГИТИСе (мастерская Сергея Голомазова), который окончил в 2010-м году.
Известность Павлу принесли роли в фильме «На игре» и сериале «Закрытая школа», а после сериала «Мажор» актер стал нарасхват у режиссеров. В его фильмографии более 70 проектах, в том числе «Преступление», «Девятаев», «Жизнь по вызову» и другие.
Настасья Самбурская
Характер у Настасьи Самбурской такой, что, как она сама говорит, его не спрячешь. «Педагоги курса первым делом убивали в студенте личность, а со мной так нельзя, и я молчать не стала, — вспоминала она период учебы в мастерской Константина Аркадьевича.
– Когда во МХАТе это поняли, им сразу стало со мной неинтересно. В конце семестра Райкин сказал: «Ты талантливая, просто не моя артистка». В итоге Настасья, как и Павел Прилучный, завершила актерское образование в ГИТИСе на курсе Сергея Голомазова.
Известность Настасье Самбурской принесла роль Кристины в сериале «Универ. Новая общага».
В ее фильмографии более 30-ти проектов, в том числе «Беспринципные», «Патриот» и другие. А недавно актриса блеснула в проекте Первого канала «Три аккорда», в котором интересно пела в жанре шансона.
Иван Макарeвич
В одном из шоу Иван Макарeвич озвучил претензии к педагогической методике Райкина – начинать осваивать будущую профессию с этюдов, в которых студенты должны изображать животных или предметы мебели.
У Ивана уже был опыт работы на съемочной площадке – он дебютировал в фильме «Бой с тенью» режиссера Алексея Сидорова.
«Многие приходят в театральные училища с желанием сразу сыграть Отелло или оказаться на одной сцене с великими, – рассуждал Иван. – А ему говорят, кошечку покажи мне полгода сначала».
По мнению Макарeвича, педагоги так делают в большей степени, чтобы отбить у студентов желание играть героев-любовников, хотя это и помогает раскрепостить фантазию. В итоге через год Константин Аркадьевич выгнал несогласного с его методикой студента из Школы-студии МХАТ.
«Райкин со мной распрощался, — резюмировал Иван. – Никакой обиды. Так бывает. Я до сих пор к нему прекрасно отношусь и люблю его».
Иван Макарeвич вместе с Прилучным и Самбурской завершил актерское образование в мастерской Сергея Голомазова в ГИТИСе. В его фильмографии более 40 проектов, в том числе «Бригада. Наследник», «Метро», «Охота на дьявола», «Клипмейкеры» и другие.
Кристина Асмус
Поначалу Райкин считал Кристину (тогда у нее была фамилия Мясникова) перспективной студенткой, но через какое-то время она своего мастера разочаровала.
Константин Аркадьевич говорит о Кристине: «Она замечательно поступала и была одной из лучших на курсе. Но потом плохо училась, а у меня свои принципы, требования и художественные критерии.
Думаю, я облегчил ей судьбу. Не выгони я ее, может быть, со мной бы долго мучилась. Она человек одаренный, это очевидно». Забрав документы из Школы-студии МХАТ, Кристина поступила в Театральное училище имени Щепкина на курс Бориса Клюева.
По окончании учебы, решила, что фамилия Мясникова неблагозвучная для актрисы, и взяла фамилию дедушки – Асмус.
Известность Кристине принесла дебютная роль Вари Черноус в сериале «Интерны». В ее фильмографии более 30 проектов, в том числе «А зори здесь тихие…», «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее».
Самым резонансным стал фильм «Текст», в котором Кристина отважилась на смелые постельные сцены с Иваном Янковским. Сплетники до сих пор судачат о том, что участие в откровенных эпизодах разрушило брак актрисы с Гариком Харламовым.
Однако, определенно, готовность на смелые эпизоды перезапустила карьеру Асмус — она снялась в «Люсе», «Сансаре». Сейчас актриса служит в Московском драматическом театре имени Ермоловой, где является одной из ведущих актрис.
Григорий Добрыгин
Григорий Добрыгин, в отличие от Прилучного, на творческом конкурсе сумел произвести должное впечатление на своего будущего мастера. «Райкин взял меня буквально со второго тура, — рассказывал Григорий.
– Думал, если я балетный, то сила и дисциплина у меня на высоте». После начальной школы Добрыгин по настоянию родителей поступил в Московскую государственную академию хореографии при Большом театре, но ушел, не дотянув год до выпуска, а затем два года учился в протестантской семинарии.
Ожиданий профессора Райкина Григорий не оправдал. «Поступать к нему оказалось намного легче, чем учиться, — резюмировал Добрыгин.
– Потому что за два года, проведенные в семинарии, я стал расхолаживаться, у меня там не было дисциплины, не было родительской муштры.
Поэтому я расслабился и, учась у Райкина, продолжал вот такую самостоятельную жизнь – искал себя, пытался параллельно работать.
И за месяц до окончания первого курса ушел, не дожидаясь, пока меня отчислят за плохую дисциплину. И поступил в РАТИ на курс к Олегу Львовичу Кудряшову».
Известность Григорию Добрыгину принесла роль в блокбастере «Черная молния». Теперь в его фильмографии более 40 проектов, в том числе «Как я провел этим летом», «Территория», «Матильда» и другие.
В 2019 году он выпустил полнометражный режиссерский дебют — довольно резонансный фильм Sheena667 о любви провинциального мужчины к заокеанской вебкам-модели.
В 2021-м в качестве режиссера, сценариста и продюсера представил картину «На близком расстоянии», рассказывающую о временах пандемии.
Евгения Лоза
Евгения Лоза была студенткой первого набора в мастерскую Райкина в 2001-м году. Она выросла в Луганской области, в 15 лет с родителями переехала в Москву и долгое время не могла избавиться от украинского говора.
Но Константина Аркадьевича диалект абитуриентки не смутил, и он взял ее на свой курс (вместе с Глафирой Тархановой, Алексеем Бардуковым и Артемом Осиповым).
А через год Евгению стали приглашать сниматься в кино, она получила небольшие роли в сериалах «Марш Турецкого» и «Каменская».
Ей и дальше удавалось какое-то время совмещать учебу со съемками, пока, по ее словам она не выдохлась и не почувствовала себя опустошенной. Педагоги тоже это заметили, и Евгении пришлось честно во всем признаться Райкину.
Мастер поставил ее перед выбором: учеба или кино. Евгения отдала предпочтение работе и забрала документы из Школы-студии МХАТ. Актерского образования у нее до сих пор нет.
Известность Евгении Лозе принесла роль княжны Мери в сериале «Печорин. Герой нашего времени». В ее фильмографии более 70 проектов, в том числе «Закрытая школа», «Судьбы загадочное завтра», «Кукушечка» и другие.
А вот в советские времена педагоги театральных вузов не проявляли лояльности к студентам, которые снимались в кино без разрешения руководства, зачастую выбора им не предлагали, а отправляли в деканат забирать документы из учебного заведения. Впрочем, кому-то удавалось отделаться строгим выговором, а кого-то сразу же отчисляли.
Татьяна Самойлова
Татьяна Самойлова дебютировала в кино в период учебы в Щукинском училище – сыграла небольшую роль в фильме «Мексиканец», который вышел в 1956-м году.
На экране юную брюнетку заприметил ассистент Михаила Калатозова, и устроил ей пробы в картину «Летят журавли».
Там на главную героиню Веронику (Белку) также претендовала актриса Театра имени Евгения Вахтангова Елена Добронравова, известная широкому зрителю по фильму Иосифа Хейфица «Большая семья».
Но Калатозов выбрал Самойлову. Как только об этом стало известно в стенах «Щуки», тут же появился приказ о ее отчислении (сохранился в архивах): «Татьяна Самойлова не сдала ни одного зачета и экзамена, ссылаясь на болезненное состояние.
Тем не менее несколько дней назад она снова подписала договор с киностудией «Мосфильм» на участие в киносъемках без разрешения директора училища.
За многочисленные нарушения дисциплины и самовольное заключение договора на участие в киносъемках из числа студентов исключить».
В том же 1956-м году первому супругу Татьяны Самойловой Василию Лановому (они были однокурсниками) поступило предложение сыграть Павку Корчагина в экранизации романа Николая Островского «Как закалялась сталь» – фильм режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова был приурочен к юбилею советской власти, считался чуть ли не госзаказом, ходатайствовал ЦК комсомола, и строгий ректор училища Борис Захава не решился чинить препятствия Лановому, взяв с него слово, что он не забросит учебу.
И вот сегодня тот фильм «Как закалялась сталь», при всех его несомненных достоинствах для своего времени, увы, забыт. А картина «Летят журавли» стала культовой, прославив в Каннах советский кинематограф на весь мир в 1958-м году (удостоена высшего приза «Золотая пальмовая ветвь»), Татьяна Самойлова получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри фестиваля «Апельсиновое дерево» как «самая скромная и очаровательная актриса».
В одном из интервью Татьяна Евгеньевна вспоминала: «И тогда же во Франции мне предложили сделать Анну Каренину в Голливуде вместе с Жераром Филипом по сценарию Михаила Ильича Ромма. Я сказала: «С удовольствием».
Тут же наш глава делегации Радчук меня оборвал: «Ты с удовольствием, а нам актрису одну нельзя отпускать, да так надолго. Нужно посылать с тобой много народа, а нам это невыгодно».
В официальном отказе советские чиновники сослались на то, что Самойлова не имеет законченного высшего актерского образования, поэтому может не справиться с такой сложной ролью.
Но в 1967-м году она сыграла Анну Каренину в одноименном фильме Александра Зархи. Этот роман Льва Толстого экранизировали по всему миру больше 30 раз, начиная с 1910-го года до наших дней, но эталонной исполнительницей роли Анны продолжает оставаться Татьяна Самойлова.
И спустя много лет уже известной актрисе Татьяне Самойловой вручили символический диплом Щукинского училища как признание ее заслуг и таланта в профессии.
Никита Михалков
Никита Михалков начал сниматься в кино в 14 лет. Сыграл школьников в фильмах Константина Воинова «Солнце светит всем» и Василия Ордынского «Тучи над Борском» (крошечные эпизоды), потом одну из центральных ролей в фильме Генриха Оганисяна «Приключения Кроша».
Известность пришла к Михалкову после картины «Я шагаю по Москве» (рабочий паренек Колька – первый главный персонаж Никиты Сергеевича на экране), в которую режиссеру Георгию Данелии его сосватал автор сценария Геннадий Шпаликов, друживший с Андреем Кончаловским.
Картина вышла в 1964-м году, когда Михалков уже стал студентом Щукинского училища. Он пытался совмещать учебу со съемками, получал выговоры за нарушение дисциплины, давал слово исправиться, но не сдержал своих обещаний.
В 1966-м году вышел очередной фильм с участием Михалкова «Перекличка» режиссера Даниила Храбровицкого, терпение педагогов лопнуло и его отчислили.
Громкая фамилия и авторитет родителей – автора гимна Сергея Михалкова и переводчицы Натальи Кончаловской не помогли.
Впрочем, сам он не особо переживал из-за отчисления и довольно быстро нашел для себя новое место учебы – поступил сразу на второй курс режиссерского факультета ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма, а впоследствии стал одним из самых успешных кинематографистов страны и обладателем премии американской киноакадемии «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем».
К слову, партнерша Михалкова по картине «Я шагаю по Москве» Ирина Мирошниченко, сыгравшая старшую сестру Кольки Катю, из-за этой картины была под угрозой отчисления из Школы-студии МХАТ.
Она рассудила так: крошечный эпизод, несколько слов, сказанных ее героиней с экрана – никто на это и внимания не обратит. И ошиблась.
После премьеры Ирину Петровну вызвал к себе в кабинет ректор Венимамин Захарович Радомысленский: «Ваш поступок непозволителен, мы должны вас отчислить!». Затем было общее собрание, а на повестке дня – возмутительное поведение студентки Мирошниченко.
Она раскаивалась в своем проступке, обещала до конца учебы никогда больше не сниматься. К ее радости, все обошлось.
Николай Бурляев
Николай Бурляев, как и Михалков, начал карьеру в кино в 14 лет. Тогда студент ВГИКа Андрей Кончаловский случайно увидел его на улице Горького и позвал в свою учебную короткометражку «Мальчик и голубь» (приз Венецианского фестиваля «Леоне ди Сан Марко за лучший развлекательный фильм для детства» в 1962-м году).
Вместе с Бурляевым в «Мальчике и Голубе» снимался актер «Моссовета» Владимир Шурупов, который порекомендовал его худруку Юрию Завадскому, и Николай стал играть детские роли в этом театре.
Также Бурляева на главную роль по рекомендации Кончаловского взял в свою картину «Иваново детство» Андрей Тарковский. Поступив в Щукинское училище, Николай Бурляев, продолжал сниматься в кино, и тоже дал педагогам повод для отчисления.
«Я опоздал к началу учебного года из-за съемок в фильме «Андрей Рублев» у Тарковского, – рассказывал в интервью Николай Петрович. – Приехали через месяц после начала занятий, как раз в тот день, когда вывесили приказ о моем отчислении.
Пришлось походить, покланяться, и меня оставили». Через полгода Бурляева восстановили.
Николай Бурляев снимался в фильмах многих знаменитых режиссеров – Станислава Ростоцкого («Герой нашего времени»), Петра Тодоровского («Военно-полевой роман», «Какая чудная игра»), Алексея Германа («Проверка на дорогах») и других.
Хулиганство, «хвосты», неудачные розыгрыши также становились поводами для отчисления ныне известных актеров и режиссеров из творческих вузов.
Владимир Машков
В студенческие годы Владимир Машков за свой бурный нрав поплатился дважды – был отчислен за драку из Новосибирского театрального училища и из Школы-студии МХАТ с курса Михаила Тарханова.
Как дело было, рассказал Борису Корчевникову в передаче «Судьба человека» актер Сергей Векслер, который в ту пору также был студентом Школы-студии МХАТ (мастерская Андрея Мягкова и Олега Ефремова).
Владимир Машков раскритиковал игру своего однокурсника Александра Лазарева-младшего в одном из учебных спектаклей, заявив, что его взяли только благодаря известной фамилии.
Тот не остался в долгу и обозвал Машкова провинциальным выскочкой, в ответ Владимир ударил Александра по лицу, и завязалась драка. Зачинщика конфликта Машкова исключили из учебного заведения.
Тогда Владимир устроился в МХАТ монтировщиком, а через год решил попроситься в мастерскую к Олегу Табакову. «Пришел ко входу в филиал МХАТа на улице Москвина – там теперь Театр Наций, – вспоминал в одном из интервью Олег Павлович.
– И для пущей убедительности прихватил с собой двухлитровую банку с надписью «Серная кислота». Мол, если что, покончит жизнь самоубийством». Затея удалась, и студенческий билет у Машкова снова оказался в кармане.
«Не было ни одного занятия, в котором бы Вова не участвовал, отсиживался, – рассказывал Олег Павлович. – Вовка лидировал всегда, буквально бился за свое исключительное место среди других ребят, все время что-то придумывал».
В итоге Владимир Машков стал одним из ведущих артистов «Табакерки», и поставил три успешных спектакля «Звездный час по местному времени», «Бумбараш» и «Смертельный номер».
В 2000-м году Олег Табаков возглавил МХАТ, переживавший не лучшие времена. «Зрительный зал заполнялся на 42 процента, – вспоминал Олег Павлович.
– В репертуаре нужен был спектакль, который захотели бы видеть все, буквально все. Таким стал «№13» в постановке Машкова с Женей Мироновым и Авангардом Леонтьевым.
На него невозможно было достать билеты, хотя они стоили очень дорого, и так продолжалось в течение десяти лет. Но главное, как локомотив потащил за собой другие премьеры, и через пару лет зал был заполнен на 99 процентов».
В 2014-м году вышла обновленная версия спектакля «Номер 13D», и билеты на него стоят по-прежнему дорого – от 4-х до 23-х тысяч. После смерти своего учителя в 2018-м году Владимир Львович Машков возглавил Театр Олега Табакова.
Играет в спектаклях «Матросская тишина» (Абрам Шварц), «Ревизор» (Городничий). Поставил спектакли «Ночь в отеле», «Страсти по Бумбарашу» (обновленная версия), «И никого не стало», «Схватка».
В фильмографии Владимира Машкова более 70 проектов, в том числе «Американская дочь», «Вор», «Олигарх», «Ликвидация», «Родина», «Экипаж», «Движение вверх», «Вызов» и другие.
Также сыграл он несколько ролей и в голливудских и европейских картинах. Как режиссер снял фильмы «Сирота казанская», «Папа»,«Крепче стали» (документальный).
Александр Яценко
Александр Яценко так же, как и Машков, поплатился за рукоприкладство – был отчислен из ГИТИСа (мастерская Марка Захарова) за три месяца до диплома со скандалом за драку с преподавателем, который, по словам очевидцев, несправедливо обошелся с одним из студентов.
А сам Александр не любит вспоминать об этом инциденте. Сниматься в кино он начал на третьем курсе института – дебютировал в главной роли в фильме «Шик», а теперь является одним из самых востребованных актеров.
В фильмографии Александра Яценко более 80-ти проектов, в том числе «Оттепель», «Эпидемия», «Ненастье», «Грозный», «Угрюм-река», «Шаляпин», «Праведник» и другие.
Кстати, диплом о высшем образовании у Александра есть – до ГИТИСа он окончил режиссерско-театральное отделение Тамбовского государственного университета.
Андрей Мягков
Андрей Мягков в Школе-студии МХАТ не считался дисциплинированным студентом. Пропускал занятия, как сам вспоминал, целыми днями болтался на знаменитой лестнице-курилке.
На втором курсе Мягков не сдал «хвост» по французскому языку, который не хотел учить принципиально, и его отчислили за задолженность.
Тогда он принялся наверстывать упущенные знания и взял ректора Радомысленского измором – с утра приходил к дверям его кабинета и просиживал там до позднего вечера.
Вениамин Захарович оценил упорство и настойчивость студента-двоечника и распорядился его восстановить.
А спустя много лет Андрей Васильевич Мягков преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ, педагогом был строгим, но студенты его обожали.
«Любой человек, учившийся у Мягкова, гордится, что был его учеником», — говорит режиссер Марина Брусникина. Также среди учеников Мягкова – Наталья Негода, Александр Феклистов, Вера Сотникова, Никита Высоцкий и другие.
Первой серьезной работой в кино Мягкова стала роль Алеши в фильме Ивана Пырьева «Братья Карамазовы».
Именно после этой картины критики впервые заговорили о появлении в отечественном кинематографе нового талантливого актера. Андрей Мягков сыграл более, чем в картинах, среди которых «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Служебный роман», которые все давно выучили наизусть, но с удовольствием пересматривают.
Петр Фоменко
Вдова режиссера Петра Фоменко Майя Тупикова рассказывала в интервью: «Когда Петя на репетициях показывал артистам, как нужно играть, хотелось все бросить и смотреть на него, многие недоумевали: а чего он сам-то не сыграет?».
А вот во время учебы в Школе-студии МХАТ на актерском факультете преподаватели не видели у студента Фоменко особых талантов и в отрывках почти не занимали. Но он сам всегда находил, где применить свой талант.
«С другом Сашей Косолаповым они расставляли пустые бутылки поперек улицы Горького и перекрывали движение, – рассказывала Майя Андреевна. – «Идет, – говорили – проба воздуха». Много озоровали, за что им порой доставалось в деканате.
А выходка с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой переполнила чашу терпения руководства». Вдова классика время от времени наведывалась в Школу-студию МХАТ, и каждый ее визит становился большим событием.
И вот как-то Фоменко с Косолаповым оказались у кабинета ректора Радомысленского, секретарше понадобилась отлучиться, и та попросила их подежурить в приемной у телефона.
Как на беду в этот самый момент раздался звонок от Книппер-Чеховой: попросили передать, что Ольга Леонардовна отменяет назначенную встречу. «Ребята ничего передавать не стали, а разыграли целое представление, – смеялась Майя Андреевна.
– На другой день Петя нарядил Сашу под Книппер-Чехову, взял у его бабушки шляпку с вуалью, костюм, нитяные перчатки.
А сам изображал сопровождающее лицо вдовы. К Школе-студии МХАТ они прибыли на такси, как-то уговорили шофера провезти их сто метров, ведь Саша жил совсем рядом в Камергерском переулке.
На месте Петя, как и положено секретарю важной персоны, помог Сашке выйти из машины, к ним сразу же кинулся весь преподавательский состав во главе с Радомысленским – высокой гостье целовали ручки и говорили комплименты.
Петра оттеснили, мол, доставил вдову, и теперь не мешайся, а Сашу окружили и повели в здание. Там, конечно, обман раскрылся, но Саша отделался строгим выговором, а Петра отчислили с формулировкой «за хулиганство» как зачинщика этой выходки».
Фоменко потом поступил сразу в два вуза: на режиссерский факультет в ГИТИС и на заочное отделение филфака МГПИ, где подружился с бардами Юрием Визбором и Юлием Кимом.
Он создал свой театр – «Мастерскую Петра Фоменко», на сцене которого до сих пор идут поставленные им спектакли, и на некоторые из них так запросто не попасть – билеты раскупаются сразу, притом что стоят совсем недешево, особенно на «Одну счастливую деревню» — от 5-ти до 20-ти тысяч рублей.
Как кинорежиссер Петр Наумович снял несколько фильмов, в том числе «На всю оставшуюся жизнь» и «Почти смешная история».
Станислав Жданько
Стас Жданько начинал обучаться актерской профессии в Школе-студии МХАТ. Соседями по общежитию были однокурсник Николай Попков (бывший супруг актрисы Натальи Егоровой, также их однокурсницы в мастерской Виктора Монюкова) и студент постановочного факультета Валерий Чеканов, которого Стас прозвал Ван Гогом.
И вот Ван Гог решил оживить унылые интерьеры комнаты, раздобыл в студийном театре старую декорацию – жеваную мешковину с надписью «reichspost», что в переводе с немецкого означает «почта рейха», и повесил ее на стену.
А через несколько дней к Ван Гогу заглянул в гости старшекурсник с постановочного факультета, которого позже Николай Попков в интервью называл карьеристом и провокатором, и доложил о безобразии руководству.
«Все бы ничего, но через пару дней по Москве пошел слух, что в Школе-студии МХАТ действует фашистская организация, — рассказывал в интервью Николай Попков. – Но и Монюков, и Радомысленский понимали, что дело яйца выеденного не стоит.
Однако реагировать надо было – требование горкома партии. Тогда было принято соломоново решение – мы едем на стройки страны, зарабатываем положительные характеристики, и возвращаемся на курс к тому же Монюкову, а Ван Гог на свой постановочный факультет. Так нас спасали двое мудрых и добрых педагогов. Светлая им память».
Стас вернулся в свой районный городок Черепаново Новосибирской области, устроился скотником, но быстро заскучал, и заявился в Свердловск к Попкову, где отец друга устроил его стропальщиком – крепить грузы для подъемного крана.
Но в отличие от Николая, отслужившего к тому времени в армии, Стас подлежал призыву, у него не было в запасе времени заработать характеристику, поэтому он летом рванул в Москву и поступил Щукинское училище. А Попков через положенное время благополучно восстановился в Школе-студии МХАТ.
В «Щуке» Стас Жданько считался одном из самых талантливых студентов на курсе, где учился вместе с Евгенией Симоновой и Леонидом Ярмольником. Блестяще сыграл Раскольникова в дипломном спектакле «Преступление и наказание».
После окончания училища был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова и начал сниматься в кино, но успел сыграть всего лишь в трех картинах – «Несовершеннолетние», «Время выбрало нас» и «Ошибки юности».
Но сейчас этого актера помнят не по фильмам и спектаклям, а в связи с его трагической гибелью в 24 года. В убийстве Стаса обвинили Валентину Малявину, гражданскую жену Жданько, и приговорили к девяти годам лишения свободы (через пять лет была освобождена по амнистии).
Валентина Александровна во всех интервью уверяла, что Стас сам по неосторожности вонзил в себя нож, а врачи «Скорой» не успели его спасти.
Ведущий артист Театра имени Евгения Вахтангова Михаил Ульянов на панихиде по Станиславу Жданько сказал: «Он был нашей надеждой…».
Преподаватели творческих вузов зачастую «отсеивают» с первого-второго курса бесперспективных, по их мнению, студентов. Но, случается, что и мэтры ошибаются.
Татьяна Лиознова
Свою жизнь с кино Татьяна Лиознова связала случайно. «У подружки брат поступал во ВГИК, и я решила: почему бы не попробовать?», — вспоминала она.
Поступила в 1943-м году в режиссерскую мастерскую Ивана Пырьева и Всеволода Пудовкина, но они по каким-то причинам отказались вести курс, студентов которого объединили с актерским курсом Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (первая объединенная актерско-режиссерская мастерская во ВГИКе).
«После испытательного семестра меня выгнали за профнепригодность», – рассказывала Татьяна Михайловна.
Она не собиралась сдаваться, отыскала отчисленных вместе с ней однокурсников и поставила с ними этюд, который уговорила посмотреть Герасимова. После просмотра мэтр принял всех обратно.
Позже Лиознова поставила студенческий спектакль «Кармен» (курсовая работа), в котором Инна Макарова танцевала с кастаньетами. На премьеру Герасимов пригласил Александра Фадеева, Сергей Аполлинариевич тогда готовился к экранизации романа «Молодая гвардия».
Классика советской литературы танец Макаровой впечатлил: «Вот вам и Любка Шевцова!». А Татьяна Лиознова на этой картине работала ассистентом Герасимова.
В режиссерской фильмографии Татьяны Михайловны Лиозновой девять картин, в том числе «Евдокия», «Карнавал», а также культовые ленты «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны».
Мария Порошина
Мария Порошина была отчислена со второго курса (мастер Олег Табаков) Школы-студии МХАТ также с формулировкой «за профессиональную непригодность».
Она вспоминала в интервью, что достаточно легко поступила в это учебное заведение в 16 лет, но в том возрасте, по словам актрисы, была достаточно безлаберная, думала, что уже весь мир лежит у ее ног, можно гулять и веселиться.
«Была уверена: кого-кого, а меня точно никто не выгонит, это невозможно! – вспоминала Мария. – Но в итоге меня отчислили. Гоша Куценко, он учился на два курса старше, и в тот год заканчивал учебу, утешал: «Маша, да ты самая лучшая, как они могли…».
Хотя, конечно, сам понимал, что педагогам виднее, кто им нужен на курсе, а кто нет. Да и я тоже так считаю.
В общем, получила хороший урок. Я еще пыталась что-то досдавать, но уже было понятно, что придется забирать документы, и, пребывая в шоковом состоянии, в коридоре встретила преподавательницу по технике речи Аллу Николаевну Петрову.
«Маша, — сказала она, у тебя все будет хорошо, вот поверь мне и не волнуйся!». Эти слова, так по-доброму сказанные женщиной безумно эрудированной, интересной, потрясающей рассказчицей, не то, чтобы меня успокоили, но показались мне какой-то еле светящейся точкой отчета чего-то нового в моей жизни».
Какое-то время Мария пребывала в сомнениях: имеет ли она право быть актрисой? Но потом поступила в Щукинское училище на курс Марины Пантелеевой, и у нее прибавилось веры в себя.
Первой заметной работой Марии Порошиной в кино стала роль жены Фила Тамары в сериале «Бригада», а широкую известность принесла роль Ольги Барышевой в сериале «Всегда говори «всегда».
Актриса сыграла почти в сотне проектов, в том числе «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Участок», «Челночницы», «Березка», «Склифосовский» и других.
Мария Шалаева
В эфире одной из программ Мария Шалаева рассказала о том, почему ее отчислили со второго курса ВГИКА (мастерская Иосифа Райхельгауза) с официальной формулировкой: «за неспособность учиться в высшем учебном заведении».
Актриса объяснила: «Дисциплина мне не давалась – я постоянно нарушала правила, которые составляют систему актерского образования. Актеры должны существовать в одной мастерской, а я вечно ходила к разным режиссерам, снималась в отрывках.
Так было веселее». Учебу Мария Шалаева решила не продолжать, и диплома об актерском образовании у нее нет, но она сумела стать успешной актрисой.
В фильмографии Марии Шалаевой более 70 проектов, в том числе «Русалка», «Красные браслеты», «Докор Рихтер», «Бихэппи», «Магомаев», «Беспринципные», «Клипмейкеры» и другие.
Марина Федункив
По словам Марины Федункив, ее тоже отчислили с формулировкой «за профнепригодность» из Пермского института культуры. Но из рассказа актрисы о том, как это произошло, можно сделать и другой вывод.
«Нахамила педагогу – режиссеру – вступилась за своего парня, — говорила Марина в интервью. – Встречалась с однокурсником. Он был хрупким, трогательным. Его пытались заставить нести лестницу, и я послала преподавателя.
И в итоге была отчислена за профнепригодность». Сама же Марина не уточнила, согласна ли она с подобной формулировкой или нет, только отметила, что учеба давалась ей нелегко.
Известность пришла к Марине Федункив после ролимамы Коляна в сериале «Реальные пацаны» и участия в телешоу «Comedy Women» на телеканале ТНТ.
В ее фильмографии около 30 проектов, в том числе «Бабушка легкого поведения», «Фитнес», «Кафе «Куба» и другие.