Конкин не устраивал ни Говорухина, ни Вайнеров, ни Высоцкого. Но он не провалил Шарапова

В роли Шарапова Высоцкий хотел видеть своего друга актера Ивана Бортника. И в этом причина сложных отношений между Высоцким и Конкиным.

Я читала много разных развернутых версий, почему Владимир Конкину съемки картины «Место встречи изменить нельзя» дались очень тяжело. Но с чем категорически не могу согласиться так это с тем, что Конкин провалил Шарапова.

Об этом до сих пор многие пишут. Но это фильм о доблестных, честных офицерах, без подстав и хитрости, какие и должны быть в идеале. И Конкин сыграл именного такого Шарапова.

Вместо Шарапова — роль Промокашки

Иван Бортник — великолепный актер. Он воплотил на экране много разносторонних образов: талантливого художника, отважного летчика, неунывающего солдата, следователя так далее. Но зритель словно не заметил этих ролей или забыл о них.

И после Промокашки навсегда записал Ивана Бортника в мелкие уголовники. Впрочем, этот факт только еще раз доказывает гениальность перевоплощения Ивана Сергеевича.

Иван Бортник в роли горного инженера в картине «Зеркало для героя», 1987 г. Кадр из фильма

Тем не менее, все годы после «Место встречи изменить нельзя» ему приходилось доказывать, что «он не Промокашка».

Иван Бортник в роли Промокашки

Я не знаю, стал бы Бортник лучшим Шараповым, чем Конкин, но то, что на съемочной площадке было бы меньше напряжения — это факт.

Иван Сергеевич близко дружил не только с Высоцким, но и с Говорухиным. Чтобы сниматься в тандеме с Бортником, Высоцкий уговорил не брать на роль Шарапова Николая Губенко.

Кадры со съемочной площадки

А тут, на тебе, столь эпичную ролей отдают молодому актеру Конкину. Причем, его не просто рекомендуют, а практически навязывают, используя шантаж.

Фильм снимался на Одесской киностудии и там хотели видеть в главной роли свою новую звезду — Владимира Конкина.

Съемочной группе так прямо и сказали: хотите снимать Высоцкого, берите нашего Конкина. Хотя его кандидатура не устраивала ни Вайнеров, ни Говорухина, ни Высоцкого.

Читайте также  Олег Янковский: Михалков почернел и запил...

Впрочем, если бы Владимир Алексеевич знал, какая тяжелая атмосфера ждет его на площадке, возможно, отказался бы сразу.

Вот, что Конкин говорил о Высоцком: «Увы, жесткость в наших отношениях, к сожалению, доминировала. Налет «паханства» на съемках, несомненно, присутствовал — слово Высоцкого было непререкаемо. Я привык к доброжелательной обстановке, когда тебя все любят, а тут…»

Недоброжелательность партнера наложила свой отпечаток на работу Конкина: актер нервничал, иногда забывал текст, в некоторых сценах не мог быстро схватить режиссерский замысел.

К тому же чуть не запорол первую же сцену, где Шарапов рассказывает Жеглову, что убийство совершил Фокс. Сцена сложная, а Владимиру Алексеевичу сказали играть быстро, поскольку Высоцкому надо куда-то улетать.

В итоге масса запоротых дублей, а Высоцкий никуда, оказывается, не собирался улетать. Был даже момент, когда Владимир Алексеевич в отчаянии хотел отказаться от съемок и уехать. Удержал его от этого Виктор Павлов.

Не исключено, что и Конкин, сменивший, кстати, десяток театров, мог подбрасывать дровишек в огонь и без того пылающего костра неприязни.

Например, он сам говорил, что не терпел, когда Высоцкий начинал диктовать ему свое видение игры, а это случалось довольно часто. Конкин считал себя уже состоявшимся актером и такое нравоучительное поведение партнера ему не нравилось.

Но, несмотря на все эти тяжелые моменты, Конкин влился в сюжет и создал интересный образ Шарапова — полную противоположность Жеглову. Этакий молодой, но подкованный боец и опер, при этом не утративший милосердия и тонкого чувства справедливости.

Но Высоцкий был не единственный, кто не желал видеть в роли Шарапова звезду фильма «Как закалялась сталь». Братья Вайнеры не разглядели в молодом Конкине матерого разведчика.

Читайте также  Мужчина своими руками отнес в полицию записку, прикрепленную к машине

В книге «Эра милосердия» Шарапову отводится главная роль, возможно, писатели считали, что Высоцкий затмит харизмой Конкина. Но я считаю, главное качество Шарапова — нравственная чистота и порядочность актер донес великолепно.

Братья Вайнеры

Хотя, приходилось читать отзывы критиков, что, мол, результат оказался не таким, как планировали братья Вайнеры. Центром притяжения стал Жеглов, а не Шарапов, как в романе.

Но в этом и есть разница литературы и кино. Читая, человек рисует своего героя, опираясь исключительно на авторский полет. В кино же появляется актер и добавляется еще одно видение сюжета, образа, эмоций, подачи материала.

И так было, и так будет — киношная или театральная подачи всегда будут отличаться от литературного оригинала. И с этим нужно смириться.

Съемочный процесс

Владимир Высоцкий, в принципе, затмевает всех и заставляет других актеров казаться просто хорошими. Но тогда режиссеру и авторам сценария нужно было думать о другом артисте в качестве Жеглова.

Но Высоцкий был неприкосновенен, поскольку именно он настоял на том, чтобы Вайнеры написали сценарий. Как бы там ни было, результат получился ошеломляющим.

Других Жеглова и Шарапова мы, зрители, уже не воспримем. Для нас эта пара безупречна, потому что фильм — одно из лучших произведений советского кинематографа.

Жаль, конечно, что актеры работали вместе, стиснув зубы, преодолевая взаимную неприязнь. Но, благодаря фильму, оба стали легендарными актерами.

Источник