Прошла уже неделя с тех пор, как нас покинул замечательный актер, режиссер, педагог и художественный руководитель Государственного академического Малого театра России. Юрий Мефодьевич Соломин умел быть разным на сцене и на экране.
«Адъютант его превосходительства», «Дерсу Узала», «Хождение по мукам», «Школьный вальс», «Обыкновенное чудо» – сейчас как никогда стоит открыть для себя или же пересмотреть лучшие фильмы с его участием.
Однако прежде давайте вспомним о том, как начинался творческий путь Юрия Соломина. С вами Алинчик, сдвигаемся на 8 000 км от Москвы!
Детское хобби
Поступить в вуз мечты – задача не из легких, особенно, если ради будущей профессии придется терпеть, своевольничать и идти напролом.
Как раз такая участь была уготована Юрию Соломину – талантливому мальчику из Читы, который в старших классах неожиданно для всех решил стать актёром.
Виной тому телевизионный фильм 1949 года «Малый театр и его мастера». Первое впечатление о нём Юрий Мефодьевич сохранил на всю жизнь:
«Я даже боюсь сказать, захотелось мне или нет [попасть в театр]… Но меня просто потрясли они. Я до сих пор ударенный!»
Тогда юноша из Читы и подумать не мог, что сможет играть с артистами Малого театра на одной сцене, что эти великие люди проявят к нему симпатию, доверие и в один прекрасный день выберут его своим художественным руководителем.
Однако после просмотра фильма он уже не сомневался в том, что построит карьеру актера. Юрия давно интересовал мир творчества, как и его младшего брата Виталия.
Мальчики самостоятельно организовывали домашний оркестр, посещали кружки, участвовали в школьных спектаклях.
Жаль, детские забавы и увлечения не всегда имеют шанс стать основой для профессионального роста. Это прекрасно понимала мама Юрия Мефодьевича: ей, разумеется, хотелось, чтобы сын стал хирургом – престижно и «на хлеб» всегда заработаешь.
Без поддержки близких юноша мог и поменять планы, но, по счастью, папа будущего актера выступал за реализацию мечты.
Стоит отметить, что семья Соломиных отдала предпочтение миру искусства задолго до рождения Юрия.
Родители работали музыкальными педагогами: Мефодий Викторович играл на всех струнных инструментах, Зинаида Ананьевна занималась вокалом, ну а познакомились они в ленинградской консерватории.
Поезд Чита-Москва
Теперь, когда цель была определена, оставалось решить самую трудную задачу – попасть в столицу. Юрий отправился в Москву вместе с папой. Путешествие обещало быть долгим и даже опасным:
«Да, восемь суток, с отцом. У него был бесплатный железнодорожный билет… У нас никого в Москве не было. Он меня дожидался в скверике у Большого театра, а я ходил на Неглинную сдавать экзамены»
На все три тура вступительных испытаний Щепкинского училища требовалась неделя, если не больше.
А тут ещё на свойственную абитуриентам тревожность наложился неприятный инцидент с отцом: пока Юрий дожидался последних экзаменов, у Мефодия Викторовича украли деньги.
«У него похитили все документы на Ярославском вокзале. Ничего у него не осталось – это была трагедия, потому что партийный билет тогда у него украли. Это тогда был уже сразу “волчий билет”. Благо, его в Чите все знали»
Отца выручили земляки, которые встретились ему на том же Ярославском вокзале: помогли связаться с Министерством путей сообщения СССР.
Однако на восстановление документов требовалось время. Жить в Москве было негде, вопрос о зачислении на курс оставался открытым…
Нашла коса на камень!
«Ты иди к Пашенной и скажи, что у нас произошло. Если она тебя берет, то пусть берет. А если нет, то уедем обратно в Читу…»
Наставление родителя звучало для Юрия Соломина как приговор. Но выхода не было. Будущий актер побежал на кафедру к Вере Николаевне – председателю приемной комиссии знаменитой «Щепки». Уступать свою мечту кому-то другому Юрий не собирался:
— Кто меня спрашивал?
— Я, Вера Николаевна.
— Что тебе, деточка?
Далее следовал рассказ о злоключениях, ультиматум и пронзительный взгляд, который, видимо, и сыграл в пользу Юрия Мефодьевича.
Пашенная не только увидела потенциал, но и предложила помощь смелому мальчику из Читы. Помогла с проживанием, моментально зачислила на курс и стала, пожалуй, главным учителем для Соломина – путеводителем в мир театра.
Щепкинское училище явилось для Юрия Мефодьевича домом, храмом знаний и местом встреч. Здесь он завел друзей, очаровался преподавателями и преподаванием как профессией, а кроме того, нашёл свою первую и единственную любовь.
«У неё была коса, подобных которой я больше не видел ни у кого…» Судьбоносная встреча случилась на лекции:
Ольга Андрианова пришла поздно, свободное место осталось только рядом с Юрием, у самого края. Судьба будто бы намеренно их свела – оставалось только следовать течению.
Соломину ещё предстояло завоевать сердце будущей жены, как и симпатию советских зрителей и звание народного артиста.
Впереди были грандиозные постановки, рождение дочери, карьера в Малом театре, потери и радости. Но Юрий Мефодьевич знал и чувствовал главное и потому уверенно шёл вперед, не по головам, а по совести!
Цитаты Юрия Соломина:
-Я не понимаю одного — нечеловеческого отношения к человеку.
-Некоторые люди приходят в театр всего один раз в жизни, и надо так сыграть, чтобы человек это запомнил на всю жизнь.
-Не жалость к Родине нужно иметь, а большое уважение. Но и Родина должна нас уважать.