Марис Лиепа был гениальным танцовщиком, но в то же время, человеком с непростым характером. Пара резких высказываний, сделанных на пике популярности, стоила ему карьеры.
Но даже препоны, которые ставило руководство в последние годы работы на сцене, никак не отменили тот факт, что Лиепу до сих пор считают одним из самых выдающихся деятелей балета эпохи СССР.
Будущий народный артист появился на свет в семье мастера сцены рижского театра оперы и балета.
Мальчик рос очень слабеньким, и тогда родители решили отдать болезненного ребенка на танцы, чтобы укрепить его здоровье. В качестве первой школы выбрали балетный класс при рижском хореографическом училище .
Уже к 14-летнему возрасту и самому Лиепе, и его педагогам стало ясно: в нем есть всё, чтобы стать выдающимся танцовщиком. Наравне со взрослыми, он украшал собой такие спектакли, как «Ромео и Джульетта» и «Дон Кихот».
Талантливому юноше посоветовали отправиться в Москву: совершенствовать своё мастерство. Что он и сделал. Но впоследствии места для него в столичных театрах так и не нашлось, и он вынужден был вернуться в родную Ригу.
Спустя всего несколько месяцев судьба подарила ему встречу с прекрасной Майей Плисецкой.
Балерина сама обратила внимание на талантливого танцовщика во время его выступлений в рамках декады латвийского искусства. Она предложила ему стать ее партнером в «Лебедином озере»
Для Лиепы её приглашение стало счастливым билетом. Сначала в труппу Московского академического музыкального театра. А потом и мечта всех артистов— Большой театр, открыли перед ним свои двери..
Расцвет карьеры Мариса связывают с новым руководителем Большого – Юрием Григоровичем.
Поставленный им балет «Спартак», где Лиепе была доверена роль Красса, шел неизменно при полном зале. Участвовавшие в постановке и воплощении образов сотрудники театра, были удостоены высшей награды – Ленинской премии.
После этой роли о Лиепе заговорили с придыханием. Брутальность, холодный прибалтийский взгляд, и несомненный талант!
У входа в Большой его круглыми сутками караулили поклонницы, с ним хотела дружить столичная богема. Сам Лиепа во всем старался соответствовать статусу «ослепительной звезды».
\Ему очень шли длинные шубы и собольи шапки, через плечо висели баулы, сшитые на заказ из натуральной кожи великолепной выделки. Передвигался по столице артист исключительно на автомобилях дорогих иностранных марок.
Почему отношения двух выдающихся людей со временем стали натянутыми, остается только догадываться.
Известно лишь то, что с началом 70-х годов Григорович перестал давать Лиепе новые роли в спектаклях. Его прежний репертуар сократился до минимума. Марис в свою очередь критиковал методы руководства режиссера в театре.
А в начале 80-х артиста балета совсем списали со цены за профнепригодность. Это сильно ударило по самолюбию танцовщика, не прошло это событие бесследно и для его здоровья.
Но даже несмотря на это, он пытался заполнить образовавшуюся пустоту съемками в кино, занимался педагогической деятельностью и писал статьи.
Но мечтал он только о балете, в мир которого путь ему уже был навсегда заказан. Даже на своей родине, в Риге, на его заявление замещать должность балетмейстера в Рижском оперном театре, ответили отказом.
Не разрешили ему и открыть свою балетную школу. Не были ему рады и в стенах родного театра, которому он отдал лучшие свои годы.
Не менее насыщенно и интересно складывалась и личная жизнь Мариса. Против его брутальности вкупе с нежностью не устояли такие личности, как Майя Плисецкая, три месяца бывшая его официальной женой, и Галина Брежнева, об интрижке с которой шептались на каждом углу.
Последняя была старше артиста на 7 лет, но это не помешало им пять лет открыто встречаться. Жениться на ней он не обещал, к тому же дома его ждала супруга актриса Маргарита Жигунова и двое детей -погодки Андрис и Илзе.
Но Галина сделала всё, что могла для своего фаворита. Это она помогла ему получить огромную квартиру в Брюсовом переулке, в доме где проживали только звезды первой величины.
Это она лично хлопотала перед отцом, чтобы артистам Большого вручили Ленинскую премию за «Спартака». Не скупилась дочь генсека и на дорогие подарки.
После расставания с Брежневой, у Мариса случился разрыв и с женой. Он ушел из своей квартиры, оставив все детям. Совсем скоро в его жизни появилась молодая балерина Нина Семизорова. Они поженились. Но и с ней счастья не получилось.
Уже позже всплыли подробности тайной жизни прославленного танцора. Оказывается, еще до встречи с Семизоровой, у Лиепы были близкие отношения с художницей по костюмам Евгений Шульц.
Женщина родила ему дочь Машу, она же была с Марисом до конца. Он даже делал ей предложение, но стать законными супругами помешал преждевременный уход из жизни народного артиста.
Его младшая дочь Маша с отличием окончила театральное училище. Несколько лет играла на сцене театра Марка Розовского. Потом была принята в Центр оперного пения Галины Вишневской. Снимается в кино.
Со своими родным и братом и сестрой долгое время не общалась. По-настоящему близки они стали лишь после того, как их знаменитого отца не стало.