Сразу два знаменитых советских актера ушли в мир иной на съемках этого фильма: но на это закрыли глаза

Детективный сюжет о буднях советской милиции, узнаваемые артисты в кадрах, первая и сразу впечатляющая роль в кино одного из лучших актеров современного российского кино…

Казалось, что еще нужно, чтобы стать классикой советского кино и навсегда остаться в памяти зрителей.

На самом деле, этот советский кинодетектив 1983 года сегодня практически забыт. А если его и вспоминают, то, как последнюю роль в кино замечательного советского актера.

Кадр из фильма

Вечером в среду 28 марта 1984 года по Второй программе Центрального телевидения состоялась общесоюзная премьера телевизионного художественного фильма «Ювелирное дело», снятого на студии «Лентелефильм» еще в 1982-м.

Больше по ЦТ СССР картину не показывали, разве что пару раз «крутили» по Ленинградской программе ТВ, а потому мало кто смотрел ленту тогда и помнит сегодня.

А между тем жанр картины – милицейский детектив – был всегда популярен и востребован у советских зрителей.

Но, как и некоторые образцы жанра, «Ювелирные дело» не избежал главной проблемы советского кинодетектива – уход от остросюжетности в сторону ненужного морализаторства, чрезмерного мелодраматизма или надуманной социальной критики.

В итоге расследования преступлений отходило на второй план и превращалось в скучное зрелище.

Из звездных по актерскому составу, но совершенно незахватывающих кинодетективов того времени можно вспомнить «Выстрел в спину» (1980), «Расследование» (1980), «Сицилианская защита» (1980), «Следствием установлено» (1981), «Без особого риска» (1983) и др.

Никита Подгорный. Кадр из фильма

«Ювелирное дело» уступает даже всем перечисленным картинам. Начиная с завязки сюжета, уже есть вопросы: при попытке ограбить квартиру, оборудованную сигнализацией, милиционеры

задерживают матерого вора-домушника. У преступника обнаруживают ювелирные изделия, явно краденые, которые он почему-то берет на дело.

Вор рассказывает следователю, что «золотишко» похищено из квартиры ответственной работницы одного ювелирного магазина. При этом дама в милицию не заявляла, в значит происхождение этих изделий не вполне законное.

Первая проверка подтверждает, что в магазине процветают махинации, а под видом заводских ювелирных изделий продают кустарное золото, похищенное с приисков.

Читайте также  Тягостный роман Вячеслава Шалевича и Валентины Титовой: из корысти актриса вышла замуж за Басова и "потеряла" детей в суде

Дальше будут и убийство, и захват милиционера в заложники, и целая преступная сеть, но все это действие смотреть, честно говоря, трудно.

Не справились ни сценаристы, ни режиссер Лев Цуцульковский, поставивший на Ленинградском телевидении множество фильмов и телеспектаклей, иногда по несколько в год, но которые забывались зрителями сразу после просмотра.

Главная проблема создателей картины – наплевательское отношение к образам главных героев и второстепенных персонажей.

Ни следователь, ни главная героиня, этакая «роковая женщина» в квадрате, вообще никак не цепляют зрителя. Преступники блеклые, а их поступки нелогичны и неправдоподобны.

Николай Иванов. Кадр из фильма

Вначале фильма мы видим вора-домушника, которого хлебом не корми, а дай признаться в преступлении. При этом сами милиционера ничего про это преступление не знают, не было заявления.

В конце картины еще один отрицательный персонаж, старатель на золотом прииске, то готов бежать с утаенным от государства золотом, то вдруг без объяснения причин сдается милиции.

А с самым главным злодеем вообще беда. То он совершает хладнокровное убийство в достаточно экстремальных обстоятельствах, то расклеивается в две секунды.

Действие фильма «Ювелирное дело» происходит в осеннем Ленинграде и в красноярской тайге, которая готовится к долгой зимовке. При этом природа снята так безвкусно, так не впечатляюще, что хочется в очередной раз пересмотреть фильм «Хозяин тайги».

Главную женскую роль сыграла Людмила Чурсина. Причем сразу две роли – очень разных по характеру сестер-близняшек.

При этом ее героиня говорит в фильме, что они не близнецы, а двойняшки, что не предполагает полное внешнее сходство. Однако именно похожесть сестер играет ключевую роль в финале картины. Еще один нелогичный сумбур от создателей картины.

Людмила Чурсина. Кадр из фильма

Интересная небольшая роль у 32-летнего Виктора Сухорукова. Это его дебют в кинематографе. Он легко узнаваем внешне, как только появляется в кадре, а уж когда начинает говорить, сомнений не остается.

Читайте также  "За что мне все это?" Мужчины ее обожали, их жены ненавидели. Судьба подвела жестокую черту шикарной жизни Натальи Кустинской

Сухоруков сыграл недалекого жулика Васю на золотом прииске, и возможно эта самая запоминающаяся актерская работа в фильме, среди всех остальных абсолютно серых и неестественных персонажей.

У начинающего ленинградского актера в тот период настоящая черная полоса. За злоупотребление алкоголем Сухорукова выгнали из Театра комедии, он зарабатывал на жизнь грузчиком и посудомойщиком.

Однако Лев Цуцульковский позвал безработного актера на Ленинградское телевидение и дал ему небольшие роли в своих фильмах «Ювелирное дело» и «Мера пресечения».

Кадр из фильма

Среди исполнителей ролей второго плана тогдашние и будущие звезды ленинградской театральной сцены — Народный артист СССР Иван Дмитриев, Народный артист РСФСР Борис

Соколов, Народные артисты России Николай Иванов, Валерий Никитенко и Юрий Лазарев, но скажем честно, даже маститые актеры неспособны оживить персонажей, которым не написали нормальных диалогов.

А вот еще для двух известных и много снимавшихся советских актеров, фильм «Ювелирное дело» стал последней работой в кино. Они оба так и не дожили до премьеры, уйдя в мир иной еще на этапе съемок.

Людмила Чурсина и Никита Подгорный. Кадр из фильма

Небольшую роль милиционера из Красноярского края сыграл актер Ленинградского театра имени Ленсовета Александр Захаров.

В свои 30 лет он уже имел обширную фильмографию. Зрители запомнили его по военной дилогии «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» от студии «Беларусьфильм», по роли конвоира, идейного противника советской власти, отпустившего бандита Леньку Пантелева в

одной из серий «Рожденная революцией», а самая известная его работа в картине Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980).

Александр Захаров. Кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Александр Захаров сыграл сэра Рональда Адера, ставшего на пути одного из подручных  профессора Мориарти. Именно его пытается неудачно (и несколько комично) защитить доктор Ватсон.

В 1982 году актер снимался сразу в двух проектах – «Ювелирное дело» и «Пиковая дама» режиссера Игоря Масленникова, одновременно играл на сцене.

Читайте также  На съёмках фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» всё время происходили скандалы и это скрывали как могли

26 марта Александр Захаров возвращался домой с репетиции. В метро по неизвестной причине он потерял сознание, упал и ударился головой. Травма оказалась несовместима с жизнью. Актеру шел 31-й год.

Александр Захаров (1951-1982). Кадр из фильма «Ювелирное дело»

Главную роль следователя в фильме «Ювелирное дело» сыграл Народный артист РСФСР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», звезда Малого театра Никита Подгорный – специально приглашенный москвич в эту ленинградскую постановку.

Он родился 16 февраля 1931 года в Москве в потомственной актерской семье. По примеру отца и родного дяди пришел в Малый театр, активно снимался в кино. В его фильмографии около 70 фильмов и телеспектаклей.

Никиту прославили уже первые роли: «Идиот» (1958) и «Мичман Панин» (1960), потом будут «Два билета на дневной сеанс» (1966), «Братья Карамазовы» (1968), «В одном микрорайоне» (1976),

«И снова Анискин» (1977), серия «Подпасок с огурцом» в Следствие ведут ЗнаТоКи» (1979), «Опасный возраст» (1981) и др.

Никита Подгорный. Фотооткрытка 1970-х гг. Общественное достояние

В 1981 году актеру поставили страшный диагноз – неоперабельный рак легкого. На съемки «Ювелирного дела» в Ленинград он приезжал уже глубоко больным человеком, сидящим на обезболивающих уколах.

Родные скрыли от него наличие смертельной болезни, но сам актер понял, что его ждет, и при этом долгое время не подавал виду.

Никита Владимирович не опускал руки, продолжал сниматься и репетировать в театре, балагурил, шутил, оставался душой компаний вплоть до последних дней.

Все сцены с актером отснять успели, а вот озвучить своего персонажа он не успел. 24 сентября 1982 года Никита Подгорный скончался в палате онкологической больницы в Москве.

Никита Подгорный и Борис Соколов. Кадр из фильма

В фильме «Ювелирное дело» герой Никиты Подгорного говорит хорошо знакомым голосом Вячеслава Шалевича. И это еще одна проблема картины…

Источник