Как же неприятно узнавать о домогательствах наших режиссёров к актрисам! Да и актрисы, бывает, ищут внимания руководителя театра или режиссёра-постановщика с целью получить выгодные роли и сделать карьеру.
Эх, и это в искусстве! Благородной и возвышенной сфере. Во всяком случае, когда-то театр и кино пытались нести миру доброе и прекрасное. Впрочем, что раньше, что сейчас и в театре, и за пределами съёмочной площадки кипели и кипят страсти. Порою низменные.
— Я была уверена, что Толик (муж Анатолий Васильев — ред.) меня не любит, — вспоминала Татьяна Васильева. — Не потому, что он крутил романы на стороне. У меня у самой была связь с Валентином Плучеком.
Я делала художественному руководителю приятное, а он из меня делал приму. По вечерам все шли домой, а я — в кабинет к Плучеку, который был старше на 38 лет. А Толя ждал под окнами или дверью этого кабинета. Ещё у меня был роман с Мишей Державиным.
Он тоже был на 10 лет меня старше. Муж и об этом знал! Но ему было плевать! Ну зайди ты в кабинет, ну дай Плучеку в морду! Нет, придет и равнодушно ждет у дверей.
Татьяна возмущалась актрисами, обвинявшими её в нечестности: мол, некрасиво так роли получать. На что она цинично отрезала, что и вам подобное никто не запрещал делать, нечего было кочевряжиться.
Ну да это дела давние, а в наше время публика была поражена поведением известного режиссёра, создавшего и возглавлявшего московский театр «Школа современной пьесы» с 1989 по 2022 гг.
Скандальные факты обнародовала Ольга Погодина в 2011 году. В её фильмографии как актрисы — 70 ролей, а с 2008 года Ольга занимается и продюсированием кинокартин (в копилке — 14 работ).
Замужем за Алексеем Пимановым, хорошо известным публике как ведущий телевизионной программы «Человек и закон» на «Первом канале».
Ольга окончила Щукинское училище в 1997 году. Кинематограф тогда представлял собой тяжёлое зрелище, а театры занимались выживанием и молодёжь практически не принимали.
Погодина вместе с приятелем-однокурсником Василием Седых бегала в поисках работы (родители оказались в тяжелейшем материальном положении), и ей хорошо запомнились два показа в московских театрах. К сожалению, некрасивым поведением руководителей.
— Мы с Васей пошли на показ в «Сатирикон», — вспоминала Погодина. — Что придётся столкнуться с хамством сына великого артиста по отношению к своим же коллегам, даже в голову не приходило!
Просмотр проходил прямо в кабинете Константина Райкина, что-то обсуждавшего с сотрудниками.
— На нас он едва взглянул, не поздоровался в ответ, только рукой махнул: мол, приступайте, — продолжала Ольга. — Начинаем читать, произнесли по паре реплик.
Вдруг Райкин резко обрывает: «Хватит попусту тратить моё время!» И отвернувшись, заговаривает с кем-то за столом, никто даже «до свиданья» не сказал. Мы вышли, чувствуя себя оплёванными.
Разве сам Константин сталкивался когда-нибудь с таким отношением? Да никогда! И дело даже не в том, что он — сын известнейшего артиста. Всё-таки в советское время худруки не «гавкали» на молодёжь. Но это были цветочки, ягодки Погодину ждали впереди.
Седых уговорил расстроенную Ольгу пойти в «Школу современной пьесы»: «Ну давай попробуем!
Ведь к самому Иосифу Райхельгаузу!» (режиссёр уже хорошо был известен в театральной Москве). На просмотре друзья были не одни, пришло человек пятнадцать молодых актёров, жаждущих попасть в труппу.
— Худрук не просил нас ничего сыграть, — вспоминала Погодина. — Мужчин он сразу отправил восвояси, а девушек построил в шеренгу.
Мы стояли перед ним словно путаны на Ленинградском шоссе, а он медленно прохаживался и каждую пристально рассматривал. Наконец отобрал троих девушек и важно изрёк: «Ты, ты и ты, — он ткнул пальчиком и в мою сторону, — идите за мной».
Девушки вышли в приёмную. Первой зайти в его кабинет Райгельгауз пригласил Ольгу. Предложил ей сесть на диван, плотно закрыл дверь, сел рядом вплотную и облапил её коленку.
— Ну, что ты мне покажешь?
— Ничего, — Ольга брезгливо отодвинулась.
— Тогда зачем пришла? — усмехнулся Иосиф.
— Думал — поступаю в театр, а попала в бордель! — дерзко ответила Погодина.
— Мой театр (а он мой) начинается с этого дивана, — осклабился Райхельгауз. — Ну что ты ломаешься? Хватит. Иди-ка ко мне.
— Думаете, Вы Карабас-Барабас в кукольном театре?! Дёрнете за верёвочку и марионетка запляшет?
Иосифа, по словам Погодиной, забавляла эта ситуация, поскольку он смеялся ей в лицо, находя происходящее забавным. Удивившись, что большого режиссёра до сих пор не посылали лесом, Ольга это сделала и убежала.
Погодиной пришлось нелегко. Устроиться по профессии было невозможно, она уехала в Болгарию, так как отца преследовали кредиторы — он неудачно повёл бизнес, тогда ведь люди брались за неизведанное, и провалов было множество, зачастую трагичных.
Родители опасались за жизнь дочери, вот она и спряталась в другой стране. Работала там в рекламе, вела кулинарную передачу.
Вернувшись в Москву, Погодина тоже снималась в рекламе и два года была лицом косметологической фирмы, пока наконец не получила главную женскую роль в мини-сериале с Сергеем Безруковым «Если невеста — ведьма».
Снималась актриса бесплатно! Но решение было правильным — началась её карьера в кинематографе. Сейчас актриса — народная артистка РФ.
Про домогательства режиссёра Погодина рассказала в 2011 году в одном из интервью. Конечно, Райхельгауза журналисты тут же стали спрашивать, правда ли это, а если правда, как так-то?
— Да, Ольга Погодина меня в одном журнале «приложила», — усмехался Иосиф. — Вроде бы сказала, что я её попросил лечь на диван. Но у меня нет дивана! В конце 1990-х она приходила ко мне со своими однокурсниками.
Да, я попросил однокурсников выйти… но это была проверка! Я решил проверить молодую актрису на стрессоустойчивость, только и всего, — разводил руками режиссёр.
А потом издание «Газета.Ru» провело расследование. Началось всё с поста актёра Даниэля Романова, обвинившего режиссёра в том, что он якобы склонял молодых актрис,
приходящих трудоустраиваться, к соитию, а также предлагал проработать эротическую сцену. Разумеется, наедине.
«Газета.Ru» поговорила с девушками, откликнувшимися под постом. С их слов было всё: домогательства, намёки на хорошие роли в случае согласия и проработка откровенных сцен, которые назывались «этюдами на раздевание».
Особенно нелепым было требование Иосифа к одной из абитуриенток, поступавшей в его мастерскую на режиссёра (он преподавал как актёрское, так и режиссёрское мастерство), сделать «этюд на раздевание».
— Я, в свою очередь, попросила его рассказать, какое отношение имеют этюды на раздевание к выявлению моих режиссёрских способностей.
Внятного ответа не последовало. Я развернулась и ушла. Поступать к нему я не стала — пошла к другому мастеру.
Сам Райгельгауз в ответ на вопросы к нему назвал обвинения женщин «чушью собачьей». Мол, всем им надо оправдываться, например, перед родителями или мужьями, дававшими деньги на обучение.
В театр Райхельгауз не взял? Это потому что он такой-сякой, а не потому что они не подходят.
— Не могут сказать, что они не талантливые или плохо выглядят. Ведь мама и папа платили деньги за обучение. Тогда они начинают морочить им голову, что режиссёры пристают, — заявил народный артист.
Он не отрицал, что практикует откровенные этюды. — Ну и что? Это же часть их ремесла! Наша профессия предполагает некие откровения, некие разговоры и некие этюды, где человек максимально обнажается в прямом и переносном смысле, — объяснил худрук. —
Вот когда успешные актрисы скажут, что вступали в отношения со всеми педагогами и руководителями мастерской, чтобы только получить диплом, тогда и поговорим!
А зачем обобщать? Обо всех ведь речь не шла, только об Райхельгаузе. И, возможно, кто-то из успешных актрис и сказал бы: чтобы получить диплом, несмотря на мои отличные оценки, пришлось уступить Иосифу.
Но стыдно! И ведь так легко в ответ на это признание унизить актрису, сказав, что она бесталанна, вот и…
Иосиф всё-таки спустя 11 лет после обнародования Ольгой скандальных фактов слетел с поста директора театра, но совсем по другой причине.
С 2014 года он допускал людоедские русофобские высказывания, и после публичного скандала в 2022 году его попросили на выход. Уволенный Райхельгауз долго возмущался: «Это мой театр!» Но театр государственный.
Сейчас 77-летний режиссёр проводит встречи со зрителями в Израиле и планирует создать там русскоязычный театр.
Ну а некрасивое поведение режиссёра по отношению к начинающим актрисам так и останется на его совести.