Ненужная пешка в большой игре. Директор «Елисеевского» гастронома — жертва или мошенник

14 декабря 1984 года. Перед расстрелом директору Елисеевского гастронома Юрию Соколову разрешили последнее свидание. Получасовой разговор с женой. “Мы попрощались. Я его поцеловала”.

В Елисеевском магазине, который еще называли Гастрономом № 1, отоваривалась вся советская элита.

Среди постоянных покупателей была дочь Генерального секретаря Галина Леонидовна Брежнева. Соколов дружил с ее мужем, Юрием Чурбановым. Хорошо знал министра внутренних дел Николая Щёлокова.

Арест Юрия Соколова оказался полной неожиданностью для его высокопоставленных клиентов и руководителей столичной торговли.

Но еще большим потрясением стал приговор. Человека, которому грозило максимум 12 лет заключения, решили расстрелять. Как вышло, что за него не заступился никто из прежних покровителей?

Соколова задержали прямо в его рабочем кабинете. Для него это было просто ударом. Внешне Соколов вообще не был похож ни на лютого душегуба, ни на закостенелого грабителя, которых в СССР приговаривали к исключительной мере наказания.

Его арестовали-то за использование служебного положения в корыстных целях. Так почему же Юрия Соколова, образцового семьянина, фронтовика и рачительного управленца, решили расстрелять?

Юрий Соколов с внучкой. В 18 лет Соколов попал на фронт, показал себя прекрасным бойцом и в ранге младшего лейтенанта стал командиром взвода минометной батареи на 2-м Прибалтийском фронте

Среди коллег Юрия Соколова сразу поползли слухи, что его судьбу решила неброская тетрадь.

Ее содержание не просто стало причиной смертного приговора, но и повлияло на всю дальнейшую историю нашей страны. Какие тайны хранил директор Елисеевского магазина, и кто стоял за суровым приговором?

К началу 80-х годов работники торговли, наряду с партийной номенклатурой, стали самой привилегированной кастой. Причем, хорошо защищенной.

И вдруг, как гром среди ясного неба, для всего сообщества крупных руководителей торговли, арест директора главного магазина страны гастронома “Елисеевский”. Гастронома, где отоваривается практически вся политическая верхушка.

Юрий Соколов будет признан виновным по статьям 173, часть 2; 174, часть 2 — получение и дача взятки в особо крупном размере.

Приговор был как холодный душ. Советские газеты преподнесут арест директора Гастронома №1, как начало решительной борьбы с теневой экономикой.

Дело в том, что к работникам торговли большинство граждан страны традиционно относится без особой симпатии. И по идее показательный процесс должен вызвать всеобщее одобрение советского народа.

30 октября 1982 года. В служебный кабинет Юрия Соколова без стука входит человек в штатском. У него ордер на арест Юрия Соколова.

Читайте также  Строила актеров, очаровывала спонсоров и приструнивала интриганов: Любимая женщина режиссера Любимова

Директор пытается связаться с министром внутренних дел СССР Николаем Щёлоковым, но сделать звонок Соколову не разрешают.

Соколов, по свидетельству очевидцев, внешне оставался спокойным. На первом допросе в следственном изоляторе виновным в получении взяток себя не признал и от дачи показаний категорически отказался.

Немного истории. Магазин торжественно открылся 5 февраля 1901 года и потряс всех жителей Москвы. Такой роскоши они еще не видели.

“Горами поднимаются заморские фрукты. Как груды ядер высятся пирамиды кокосовых орехов с голову ребенка каждый. Необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы”, писали тогда в газетах.

Магазин удачно пережил приход советской власти и в 1921 году получил новое название “Гастроном №1”.

Правда москвичи продолжали его именовать по-старому -”Елисеевским”. Ассортимент в “Елисеевском” разительно отличался от того, что выкладывали в обычных магазинах, да и персонал был как на подбор.  “Елисеевский” был одной из визитных карточек столицы. Все закончилось в один момент.

Знаменитый магазин москвичи всегда называли именем купца Елисеева. Сохранился за ним и элитный статус — там продавались дефицитные товары вроде ананасов

Согласно приговора, который оборвал жизнь директора “Используя свое должностное положение, Соколов, в корыстных целях с января 1972 года по октябрь 1982 года систематически получал взятки от своих подчиненных.

За то, что через вышестоящие торговые организации обеспечивал бесперебойную доставку в магазин продовольственных товаров в выгодном для взяткодателей ассортименте”.

Странно то, что обвинение во взятках не попадает под расстрельную статью. Каждую неделю заведующие отделами магазина приносили ему сначала 50 рублей в конверте, а потом 100 рублей. Кроме того, к разного рода праздникам подношения возрастали до 200 рублей.

Но никто не догадывался, что в течение нескольких месяцев перед арестом директора все происходящее в его кабинете фиксировала прослушивающая аппаратура.

Правоохранительные органы оснастили ею кабинет Соколова во время его поездки за границу.

В один из вечеров оперативники устроили короткое замыкание, а на следующий день под видом ремонтников проникли в рабочий кабинет Соколова, где все буквально нашпиговали жучками. Почему же правоохранители начали охоту именно на Соколова?

Когда-то Соколов подрабатывал таксистом, а потом судьба улыбнулась ему и он устроился личным шофером Первого секретаря московского Горкома партии Виктора Гришина.

Читайте также  Он не смог наладить быт с первой женой и развелся с ней уже через неделю

Именно это знакомство и позволило Соколову построить такую головокружительную карьеру. Сначала он был в “Елисеевском” простым продавцом. В 1963 году Соколов выбился в замы.

-Мы жили хорошо, но небогато. Антиквариата у нас никогда не было, картин не было, хрусталя с серебром тоже не было, — вспоминает Флорида Соколова, вдова директора.

В начале 70-х Соколов стал уже директором гастронома №1. Удивительный взлет, учитывая, что еще до работы в такси он отсидел год по ложному обвинению.

Но, возможно последующий взлет Соколова и связан с годом, проведенным в заключении. Именно там, в колонии, будущий директор вполне мог узнать от более опытных сидельцев за экономические преступления о том, как именно делаются дела в торговле.

Соколов был талантливым управленцем: за то время, пока он руководил гастрономом №1, выручка магазина выросла в три раза — с 30 до 90 миллионов рублей в год

Первым решением нового директора стало замена нового оборудования. Холодильники, которые толком не держали температуру отправляют в утиль.

На замену им заказывают финские рефрижераторы, благодаря которым продукты хранятся втрое дольше. Это позволяет откладывать больше товаров для последующей перепродажи.

Следствие выясняет, что часть товара в гастрономе регулярно списывается в соответствии с установленными нормами естественной убыли. Однако списывается товар только по документам. На деле же товар продается.

Деньги в пухлых конвертах сразу же утекали наверх. Директор таким образом старался заручиться поддержкой всех. От министров до начальников плодоовощных баз.

Хорошо отлаженная система существовала десятилетиями. И ни для кого не была секретом. Каждый имел свой “кусок пирога”. К тому же Соколов умел дружить.

Только политическая ситуация в стране начала меняться. Делом директора займутся сотрудники куда более могущественного ведомства — Комитета Государственной Безопасности. Получается, что делом о взятках занимается КГБ.

Галина Брежнева и Юрий Чурбанов. Когда Соколов был директором гастронома №1, Галина Брежнева благоволила ему, а он слал ей корзины с деликатесами. Брежнева и сама наведывалась в «Елисеевский»: приезжала туда на своем автомобиле, и на обратном пути багажник машины ломился от дорогой еды. Как нетрудно догадаться, дочери генсека СССР она доставалась абсолютно бесплатно.

В 1982 году здоровье Брежнева оставляет желать лучшего. Именно в этот момент в верхах начинается борьба за власть. В стране два претендента на пост Генерального секретаря. Глава КГБ Юрий Андропов и Первый секретарь Московского Горкома КПСС Виктор Гришин.

По одной из версий Юрий Андропов решил нанести конкуренту упреждающий удар, использовав всю мощь своего ведомства. Вот почему пойманный на взятке директор гастронома Соколов становится идеальным инструментом для дискредитации Гришина.

Читайте также  Дочь Бондарчука родилась «не такой как все». Как теперь обстоят ее дела

Это был действительно сильный удар по фактическому “хозяину” Москвы, и от директора “Елисеевского” рассчитывали получить компромат на него.

Как только в ноябре 1982 года умер Брежнев, а к власти пришел Андропов, Гришин и Щёлоков тут же лишились неприкосновенности.

Следователь, который вел дело Соколова, рассказывал, он говорил Соколову, что того не могут оставить совсем безнаказанным. Он был убежден, что ему дадут 12 лет, и что половину в худшем случае ему придется отсидеть.

Соколов понимал, что ждать помощи от некогда всесильных покровителей не стоит. Он согласился сотрудничать со следствием, рассчитывая, что его чистосердечное признание смягчит приговор.

Когда Соколов открыл тетрадь и начал зачитывать когда, кому и сколько он переводил, то следователь немедленно прервал Соколова. Слишком громкие имена всплыли в этой истории.

И он действительно начал давать показания на очень сильных мира сего. И вместо ожидаемых 12 лет Соколов услышал совсем другой приговор — расстрел.

Следствие установило, что по делу Главторга устойчивыми преступными связями были объединены 757 человек от директоров магазинов до руководителей торговли Москвы и страны.

На суде Соколов пытался доказать, что всего лишь играл по правилам, царившим в мире торговли. Но, раскрывая все тайны своих гастрономических схем, подсудимый даже не догадывался, что топит сам себя

По большому счету это была борьба с устоявшимися принципами жизни общества при Брежневе. Андропов хотел разрушить эти принципы, потому что это была коррумпированная, воровская система.

Суровый приговор был вынесен под давлением сверху. Во-первых нужно было отомстить за его откровения. Во-вторых закрыть рот на возможные будущие откровения. Именно после Елисеевского дела начнется стремительное падение Щёлокова.

9 февраля 1984 года скоропостижно скончался и главный инициатор Елисеевского дела Юрий Андропов. И хотя это событие произошло еще до окончания следствия, спасти Соколова уход Генсека СССР уже не мог.

Соколов неоднократно подавал прошения о помиловании. И несмотря на смягчающие обстоятельства, все прошения были отклонены.

Елисеевский гастроном продолжит работать и после расстрела его директора, но это будет уже лишь тень былой славы.

А спустя 40 лет после ареста Соколова в 2022 году гастроном и вовсе закроют. Таков печальный финал одной из легенд советской эпохи.

Источник