Султанов очень рано заявил о себе на весь мир и несправедливо рано ушел из жизни.
Его называли «демоническим пианистом с ангельским лицом». Музыковеды говорили, что он так же гениален как Моцарт, а его напор во время исполнения сравнивали с напором Бетховена.
Он очень рано заявил о себе на весь мир и несправедливо рано ушел из жизни. Расскажем о судьбе одного из величайших пианистов Алексея Султанова и о том, почему его не стало в 35 лет.
Разбил скрипку об стол и хотел играть только на фортепиано
Алексей родился 7 августа 1969 года в семье Файзула Султанова и Натальи Погореловой в Ташкенте. Супруги были музыкантами и преподавали в консерватории.
Алеше было около трех лет, когда он начал играть на пианино: инструмент стоял рядом с его кроваткой, поэтому он просто нажимал на клавиши и очень радовался звукам нот.
Вскоре родители подарили ему скрипку, но он разбил ее об стол и сказал, что будет играть только на фортепиано.
В 5-летнем возрасте у него обнаружился абсолютный слух. Его отец репетировал один из концертов для виолончели, а Алеша сидел и слушал. И вдруг он остановил папу и сказал, что от играет неправильно.
К тому времени мальчик уже освоил нотную грамоту. Каково же было потрясение Файзула, когда он разглядел ошибку в партитуре. Тогда стало понятно, что его сын — гений.
Вскоре его отдали в одну из ведущих музыкальных школ в Ташкенте. Педагогом Алексея стала Тамара Попович, которую считали в числе сильнейших преподавателем во всем СССР. Попович была известна и своей строгостью и требовательностью.
Она настояла на том, чтобы на каждое занятие Алексей приносил тетрадь, в которой его родители отмечали, сколько часов он занимался музыкой.
А за фортепиано он сидел и по 6, и по 8 и позднее даже по 10-12 часов. Позднее музыкант признавался, что такая изнурительная работа привела его к успеху.
В 1986 году 7-летний Алексей вместе с родителями переехал в Москву. Файзул и Наталья пожертвовали своей высокооплачиваемой работой в ташкентской консерватории ради будущего их сына.
В 7 лет он виртуозно исполнял сонаты Бетховена, в 8 — концертное рондо Моцарта, а в 9 — концерт Бетховена вместе с оркестром.
«У Алеши была особая любовь к Шопену. Уже в 14 лет его считали сложившимся музыкантом. С ним было невероятно интересно», — рассказывал друг Султанова.
В Москве преподавателем Алексея стал легендарный педагог Лев Наумов, у которого тогда училась вся элита пианистов.
Из-за сломанного мизинца Алексея отстранили от престижного конкурса
Летом 1986 года в Москве проходил престижный Международный конкурс имени Чайковского.
В СССР это была единственная площадка, с помощью которой музыканты могли выйти на международную сцену. Выиграть это состязание означало то же самое, что для американских актеров получить премию «Оскар».
Алексей тоже участвовал в этом конкурсе. 16-летний пианист с малых лет был очень целеустремленным человеком, поэтому шел только к победе.
Но во время репетиции он получил травму: верхняя крышка рояля ударила прямо по мизинцу. На кону было участие в престижном конкурсе: мама уговаривала Алешу отказаться от этой идеи, но он и думать не хотел о таком варианте.
Нашли спортивного врача, который предложил музыканту походить какое-то время с гипсом на пальце, а к началу конкурса этот гипс нужно было снять и делать обезболивающие уколы во время выступления. Такое решение устроило Султанова.
Он блестяще выступил в двух турах, несмотря на то, что анестезия действовала всего 5-7 минут. Оставшееся время он виртуозно играл, превозмогая очень сильную боль. Внезапно жюри отстранило Алешу из-за травмы.
Но любую неудачу Султанов воспринимал как толчок к движению вперед. К тому же благодаря этому конкурсу его заметил импресарио из Германии и предложил несколько концертов.
Госконцерт дал разрешение, подготовили все документы, после чего Алексей выехал за рубеж. В Германии молодого советского пианиста встречали как гения.
Зал 40 минут стоя аплодировал Султанову
В 1989 году к нему пришло и международное признание. Султанов стал победителем конкурса пианистов имени Вана Клиберна, исполнив в финале Второй концерт Рахманинова.
Султанов выделялся не только виртуозной техникой. Его исполнение всегда было очень эмоциональным, темпераментным и громким — он не играл музыку, а жил ею. Он выкладывался на 200%, как позднее говорил его брат Сергей Султанов.
Во время выступления на конкурсе имени Вана Клиберна Алексей порвал несколько струн у рояля. Время для восстановления инструмента вычитали из времени его программы.
И тогда жюри попросило Султанова сократить ее. Он же ответил, что-либо уйдет со сцены прямо сейчас, либо сыграет все полностью.
Зал не отпускал Алексея и стоя аплодировал ему 40 минут. Публика восторженно кричала «Браво!», а конферансье долго не мог объявить следующего участника — его попросту никто не слышал.
Победа в престижном конкурсе стала для Султанова ошеломляющим успехом. Он получил премию в размере 15 000 долларов и сразу купил родителям квартиру в Москве.
Ему были обеспечены контракты на сотни тысяч долларов. С другой стороны, пианист был обязан сыграть 400 концертов за два года по всему миру.
«Это конкурс не соответствовал уровню Алексея, а не он — конкурсу»
Начались перелеты с континента на континент, постоянно менялись часовые пояса, из-за чего Султанов был в стрессе. Он выступал в лучших концертных залах мира, а на родине о нем почти никто не знал. В СССР его адрес забросали повестками из военкомата.
Госконцерт тогда получал до 87% процентов его гонорара. Поэтому Алексей не спешил возвращаться на родину, но всегда знал, что однажды приедет в свою страну победителем.
В 1990 году он ушёл с третьего курса Московской консерватории и в 1991 году переехал в США.
Музыкант поселился в США, в штате Техас, по соседству с тем самым Ваном Клиберном. Следующие несколько лет он очень много гастролировал — ему рукоплескали залы.
В 1995 году в Варшаве проходил Конкурс пианистов имени Шопена. Султанов вновь виртуозно исполнил свою программу, но жюри присудило ему лишь вторую премию, посчитав игру посчитали чересчур вольной и темпераментной.
А публика вновь устроила ему овации и не отпускала со сцены. В итоге Султанов отказался принимать второе место и выступать дальше.
«Алексею тогда не было равных. Это конкурс не соответствовал его уровню, а не наоборот», — сказала друг семьи Султановых Людмила Осипова.
«Леша был из тех пианистов, которых либо обожали, либо ненавидели. У него была совершенно нетрадиционная манера исполнения, которая не вписывалась в рамки. А тогда, на конкурсе, решение было „политическим“, — отметил Сергей Султанов.
Перенес 5 инсультов подряд и вернулся к музыке
Первый серьезный сигнал о здоровье Алексей получил в 2000 году, гастролируя в Японии. Однажды он проснулся среди ночи и почувствовал, что на доли секунды у него онемела рука, но утром все было нормально.
Он сразу сказал об этом импресарио, а тот договорился о приеме у врача. После сканирования головного мозга у пианиста обнаружили небольшое затемнение. Медики сказали, что Султанов перенес микроинсульт.
В 2001 году году его состояние ухудшилось. Тогда он был дома в США, ему сразу сделали трепанацию черепа. Сама операция прошла удачно, но из-за ошибки в дозировке снотворного Алексей проснулся раньше времени.
Его сильно тошнило, а когда началась рвота, случились пять инсультов подряд. У пианиста парализовало всю левую часть туловища — от головы до ног.
Султанов не собирался сдаваться, он хотел восстановиться, чтобы снова играть для публики.
«Он был на самой вершине и вдруг все потерял. Алексей получил такой удар, от которого никто бы не поднялся», — вспоминал Сергей, брат музыканта.
Следующие несколько лет стали для Султанова тяжелейшим временем. Он заново учился ходить, шевелить руками, говорить. Ему были не нужны контракты, но он мечтал снова коснуться клавиш рояля.
Постепенно к Алексею вернулась двигательная способность. Он мог потихоньку играть правой рукой. Пианист снова усердно тренировался. Он добился того, что смог давать концерты.
Правда, они были благотворительными — в больницах для безнадежных пациентов. Партию для левой руки всегда безупречно исполняла его жена, Даце Султанова. С ней он познакомился еще в студенческие годы в Москве — девушка была виолончелисткой.
Родители, брат и супруга были счастливы — Алексей уверенно идет на поправку. Но 30 июня 2005 года у него во сне остановилось сердце. Один из величайших пианистов второй половины XX века ушел из жизни всего в 35 лет.
«Я играю для слушателей, а не для профессионалов», — всегда говорил Султанов.
Проститься с гением пришли легендарные пианисты Ван Клиберн, Жозе Фегали и Александр Корсантия.
До сих пор имя Султанова помнят во всем мире. На родине долгие-долгие годы пресса ничего не писала о нем, лишь сообщив о его смерти. О виртуозном пианисте стали рассказывать много позднее.