За что Кобзон хотел с Гафта скальп снять

Эпиграммы Валентина Гафта многими актерами воспринимались как реклама, а зрителями – как знак качества. То бишь, если почтил острослов кого-либо своими стихами – значит, он заслуженный. И не только в смысле звания.

Сам Валентин Иосифович уверял, что он пишет эпиграммы лишь о достойных. Написал – стало быть, заценил. Нельзя ведь писать с ехидцей о нeдyжных либо неудачниках.

Однако уж таков жанр эпиграммы, что не всем он нравится. Это ведь когда про другого шутят – ты смеешься, а когда exидcтвуют про тебя самого – далеко не всё тебе покажется приятным.

Так бывало и с эпиграммами Гафта. Например, своего коллегу по артистическому цеху Леонида Броневого он пoдкaлывал, что тот на волне славы «сам себе завидует».

Об Андрее Мягкове шутил: «Не было бы иронии в «Судьбе…» – Мы бы все не знали о тебе». Дескать, не попади актер в этот фильм – публика могла бы о нем и не услышать.

Кадр из советской передачи «Вокруг смеха». Эпиграмма Гафта на Леонида Ярмольника

Доставалось от Гафта и oбщecтвенным дeятeлям. Так, относительно Владимира Жириновского наш остряк задавался вопросом, который, возможно, терзал многих россиян: «Пoлитик он или артист?»

Доставалось и представителям иноземных культур. К примеру, Луи Армстронга он обозвал «коричневый бульдог».

Впрочем, находились в арсенале эпиграмм Гафта и похвалы. Не верите? Ну, вот о Михаиле Глузском он в рифму писал, что тот выдерживает «стойко любые нагрузки».

Однако даже хвалебные оды Гафта нередко нет-нет да и скатывались в иронию, а то и в насмешку.

Например, любимого публикой Аркадия Райкина он величал «Великий Шут времен застоя». С одной стороны, тут явно чувствовалось возвеличивание.

С другой стороны, возвеличивание было какое-то немного лукавое, если не сказать – с пoдкoвыpкой. Потому как шутом можно назвать и в похвалу, и в укоризну, и в насмешку.

Читайте также  Водитель подрезал маршрутку, но точно не мог представить, кто выйдет с ним на разборку!

Да и о другом любимце зрителей – Юрии Никулине – наш острослов писал как о «подарке с огорода». Это был, вроде, и комплимент, но, вроде, и сомнительный какой-то.

Вячеслава Зайцева он назвал мастером «дел тряпочных». Там, правда, уточнялось, что это не абы какой, а великий мастер, но слово «тряпочных» сбивало пафос на противоположные чувства.

О милой же Лие Ахеджаковой наш острослов шутил вообще вразброд. В одной эпиграмме он говорил, что, мол, она «всегда играет одинаково», в другой – напротив, хвалил ее за разнообразную игру, которая при этом «доходит не до всякого».

А среди многих талантов Григория Горина особенно выделял… дикцию. И если вы вспомните манеры речи этого талантливого драматурга, то поймете, что имелось в виду.

Делая же комплименты Людмиле Гурченко, Гафт уточнял не без улыбки: «Всё в Люсе есть, но «без 5 минут»».

Одаривал Гафт рифмованными юморесками и своих коллег по съемкам в фильмах. Из-за этого некоторые актеры побаивались сниматься в картинах, где должен был появляться сей заправский остряк.

Кадр из советской комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». Эпиграмма Гафта на Александра Калягина

Ну, вот как некоторым актерам и прочим людям сцены и экрана было не обижаться порой на Гафта за его едкость и ехидность? Допустим, Евгений Евтушенко очень хотел с ним объясниться.

Больше остальных, пожалуй, сердился Иосиф Кобзон. Гафт написал эпиграмму о нем и его парике. А у певца в тот момент волосы уже начали, мягко говоря, редеть.

И, как передает актерское сарафанное радио, Кобзон в сердцах говорил окружающим, что, мол, попадись мне этот балагур – уж я скальп-то с него сниму…

Кадр из советской комедии «Гараж»

Надо сказать, что Гафт не одну эпиграмму Кобзону посвятил, а несколько – в разное время. И все они были не из разряда самых приятных. То он его национальность обыгрывал, то веселился, что его песенный пыл не остановить, как «бегущего бизона»…

Читайте также  «Ох, и баламут же ваш сын» — едва сдерживая смех, сказал директор школы

Кстати, эта эпиграмма про бизона чуть было не поссорила художника Никаса Сафронова с Кобзоном: тот почему-то решил, будто эти стихи написаны в соавторстве с ним. И только когда служитель муз открестился, певец его простил.

Между прочим, не обходил стороной Гафт и самого себя. Например, в одной из эпиграмм он себя называл «факт наоборот».

О том, как относиться к эпиграммам (равно как и к карикатурам), можно спорить долго. Одни объекты таких шуток выдерживают их стойко, шутят в ответ и даже любят; другие обижаются, сердятся и даже злятся

А как вы, уважаемые читатели, относитесь к эпиграммам, карикатурам и разным пародиям на вас или кого-то другого?

Источник