В Советском Союзе почти каждый вечер фразой Игоря Кириллова: «Добрый вечер, дорогие товарищи!», начиналась программа «Время».
Кто этот «главный голос» не знал? Игорь Леонидович Кириллов (1932-2021) вёл не только программу «Время», но и все праздничные демонстрации, особые политические встречи и, конечно, бессменно «Голубой огонёк».
Он всегда знал цену своему бархатному голосу, но не слишком его берег. Как курил с 10 класса, так и не бросал сигарету. Хотя выпивал мало, держал себя в форме, ведь вызвать в Останкино его могли неожиданно.
А вообще, голосом владел виртуозно и, кстати, отлично изобразить мог любого человека – хоть Папанова, хоть Брежнева.
Кириллов – один из тех, кто начинал наше советское телевидение. А как попал? Случайно. Учился на актёрском сначала во ВГИКе, потом в Щепкинском училище, работал в театре. И ушёл, устроился на телевидение помощником режиссёра.
А там был конкурс, искали диктора для чтения последних известий. Напомню, что все дикторы в первые годы нашего ТВ были женщины. Кириллов же решил произвести впечатление и к конкурсу выучил наизусть несколько абзацев газеты «Правда».
И его чтение «без бумажки» произвело-таки нужный эффект на комиссию. Его взяли. В этот же вечер он вышел в эфир. И уже, по сути, насовсем.
Очень скоро он будет комментировать ответственный парад 9 мая. Это требовало железных нервов и многочасовой выдержки. И никаких накладок! Ошибки дикторов разбирались на самом верху, поэтому наказать за оговорочку могли серьезно.
Кириллов потом рассказывал, что во время демонстраций на Красной площади дикторы сидели в ГУМе, действо видели в маленький телевизор, а к окну подойти было нельзя.
Почему? Потому что репортаж шел в прямом эфире и по всему периметру Красной площади сидели снайперы. А если бы кто-то высунулся из окна…..сами понимаете.
Кириллов был ценнейший сотрудник, называли его «новый Левитан», поэтому он ещё читал и все речи Брежнева.
Там нельзя было переставить ни одного слово, поэтому записывали Кириллова иногда не с первого дубля. Называли Кириллова и «любимчиком Брежнева», теперь это разве проверишь?
Кстати, говорят ещё и то, что Кириллов ни разу не оговорился, не сделал ошибки в слове. Одного ведь диктора, например, уволили за то, что он оговорился и вместо «юные ленинцы» сказал «юные ленивцы».
Хотя выговор и Кириллов однажды получил. В чем сам не очень был повинен. К речи Андропова какой-то бестолковый редактор подколол случайно текст другого человека.
Это была статья из газеты «Красная звезда». И Кириллов прочитал все вместе своим прекрасным голосом! Слава богу, что обошлось без репрессий.
Как мы знаем, перестройка уничтожила корпус Останкинских дикторов. Знаем, как туго пришлось Валентине Леонтьевой и Ангелине Вовк. Да всем. Кириллова «ушли» в 1998 году и дикторский отдел расформировали.
Но через год его пригласили во «Взгляд», где он достаточно долго будет комментировать некоторые события. Между прочим, не всем это понравилось.
Писали письма, что Кириллов в «этом «Взгляде» что-то там опорочил… Конечно, ведь у взглядовцев он не был зажат рамками официоза.
Но зато все узнали, что железобетонный Кириллов был остроумным, веселым и живым человеком.
А он и был живым. И с нашими человеческими проблемами. Приписывали ему многочисленные романы. С кем в кадре, с тем и роман! Чаще всего «женили» на Анне Шатиловой и Валентине Леонтьевой.
Настоящая жена диктора – Ирина долго болела, он ухаживал за ней. Потом появилась ещё одна лежачая больная – сестра жены. Полгода каждый день Игорь Кириллов ездил к ней в реанимацию.
Очень напряжённые были у Кириллова отношения с сыном. Да и сам он в старости пережил ампутацию ноги, ковид. Но старел красиво, держал лицо и не позволял себе расслабиться.
Он даже мусор себе не позволял выносить в пакетах. Считал, что это неприлично. Выходил с сумкой на колёсиках и потом доставал оттуда мусор.
Теперь Кириллов на Новодевичьем кладбище лежит недалеко от Юрия Левитана. Два знаковых голоса, два знаменитых диктора рядом. Два символа ушедшей эпохи.
Проект Ирины Биккуловой «Лица Новодевичьего» пополнился еще одной статьей. Если вам понравилось, отметьтесь лайком, своим комментарием. Автору будет приятно!