Настоящий вор считает себя вором. Иногда этим даже бахвалится. А вот если в коллективе завёлся воришка, это очень опасно. Воришка себя не считает вором. И изобличить его очень трудно.
Воришка — это в просторечии «крыса». Такой человек ворует в том же коллективе, в котором находится; работает или живет.
Например, ворует продукты из общего холодильника. Ворует тексты у других коллег в сети. Ворует понравившиеся предметы, вещицы.
А потом уже переходит к деньгам; сначала понемножку, а потом входит во вкус. Потому что воришка имеет преимущества:
— он не считает себя вором. Разве это воровство — съесть чужие конфеты или кофе отсыпать домой из общей банки? Или стянуть немного денег из сумки? Немножко совсем для начала.
— он имеет высокую самооценку. Его невозможно разоблачить, так он думает. Он действует в одиночку и скрытно. Он умный. Он берёт понемножку, поэтому ответственности нет. Ну, почти нет.
— крысе наплевать на других людей. Это нарцисс и эгоист. И разговоры о том, что ведь все под подозрением! Или обвинение невинного человека, — не вызывают раскаяния. А вызывают тихую радость; как хорошо, что подумали на других! Значит, я в безопасности!
Такой воришка может искалечить судьбы других людей. Однажды коллеги обвинили толстенькую девушку в том, что это она таскает чужой шоколад и печенье из общего холодильника. Стыдили ее и довели до увольнения.
А потом выяснилось, что воровал приличный с виду видеорежиссер в очках. Его поймали, когда он вытаскивал кошелёк у сотрудницы из сумочки. Он перешёл на кошельки. Брал оттуда часть денег и клал кошелёк обратно.
Это совершенно типичная ситуация. Воришка превращается в вора очень быстро, успевая внести рознь и посеять подозрения в коллективе. Или в семье…
Изобличить очень трудно. Но есть признаки, на которые надо обратить внимание. Они ничего не доказывают, но намекают на многое…
🔻 Когда воришке высказывают подозрения или обвиняют впрямую, он моментально переходит к нападению.
Он тут же обвиняет в агрессии того, кто спросил: «а почему у тебя в руке кошелёк Ивана Петровича? А рот измазан шоколадом? А на твоей странице чужой текст?».
Условная «крыса» отвечает уверенно: «Сколько в вас негатива! Вы такая злая! А казались доброй! По какому праву вы меня упрекаете?
А докажите, что это Ивана Петровича кошелёк!», — примерно так. Воришка всегда нападает и переворачивает ситуацию так, чтобы выставить вас агрессором. Это самый важный признак.
— воришка не отвечает «да, это я взял!» или «нет, я не воровал!». Заметьте, он избегает простых слов «да» и «нет». Он навязывает странный диалог, в котором агрессор — это вы. Обвиняет в невежливости или в повышенном якобы тоне…
— если такой человек отпирается, он многословен и драматичен. «Клянусь своей матерью», «здоровьем клянусь», «даю руку на отсечение», — это потому, что тот, кто ворует у своих, не придаёт клятвам никакого значения. Он не испытывает ни стыда, ни страха.
— и воришка не краснеет, не прячет глаза, голос его не дрожит… Он спокоен. Потому что уверен, что вы ничего ему не сделаете. Он промышляет мелкими кражами с детства и отлично знает, что из-за мелочи никто не побежит в полицию.
Краснеют и плачут нормальные люди. И теряются, не зная, как оправдаться, если их ложно обвиняют. Хотя со стороны это и служит признаком их вины, якобы.
Если в коллективе завёлся воришка, меры принять следует немедленно. Даже если пока воруют разную мелочь или еду. Тотчас надо созывать собрание и публично обсуждать кражи.
Если это невозможно — надо немедленно поставить камеры и пригласить профессионала для разных специальных мероприятий-ловушек. Потратиться на это.
Потому что воришка вырастет в опасного вора очень быстро. А в коллективе начнётся гниение и погибель. Не из-за украденной коробки конфет; само присутствие условной «крысы» погубит всю систему. Недаром крысы — переносчики опасных болезней.
И ещё одно — появление «крысы» рядом — признак того, что с вашей системой что-то неладно. Нарушены законы взаимодействия между членами системы, нарушен принцип Справедливости, есть скрытая зависть и ненависть.
Ваш корабль в опасности. Потому что такие «крысы» не бегут с корабля, а наоборот — появляются на тонущем корабле. Анна Кирьянова