«Хозяин тайги»: в каких условиях жили актёры и как Золотухин «приторговывал» Высоцким

14 июля 1969 года на экраны вышел фильм «Хозяин тайги». Сценарий будущей картины написал советский прозаик Борис Можаев на основе собственной повести «Власть тайги».

Экранизировать произведение доверили режиссёру Владимиру Назарову — прежде он снял приключенческую ленту о гражданской войне «Пакет», где в роли красноармейца Пети Трофимова дебютировал Валерий Золотухин.

По сценарию для нового фильма требовался более возрастной актёр, однако режиссёр был уверен в 27-летнем Золотухине и без проб утвердил его на роль старшины Серёжкина. Специально для актёра в фильм добавили комедийные эпизоды.

Именно Золотухин привёл в картину своего приятеля по Таганке Владимира Высоцкого. Режиссёр не сразу увидел барда в образе бригадира Рябого, но Золотухин поставил ультиматум — без Высоцкого сниматься не будет.

На главную женскую роль пригласили Лионеллу Пырьеву. Поначалу актриса не хотела сниматься в таёжном детективе — она играла в театре Грушеньку из «Братьев Карамазовых» и видела себя героиней классиков, а не поварихой в глубинке.

Но совсем недавно умер её знаменитый муж, и Владимир Высоцкий убедил актрису, что командировка в настоящую сибирскую деревню поможет ей отвлечься от мрачных мыслей.

Съёмки проходили в трёхстах километрах от Красноярска — в деревне Выезжий Лог на реке Мана.

Киногруппа поселилась вместе с артелью сплавщиков, местные жители помогали не только реквизитом, транспортом, жильём и питанием, но и рассказами о сибирской жизни, о том, кто настоящие «хозяева тайги».

Часто устраивались совместные посиделки актёров и местных жителей — вместе отмечали дни рождения и свадьбы.

Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин поселились под одной крышей в пустующем доме — хозяин уехал жить в город и оставил всё матери.

Читайте также  За что современники-коллеги недолюбливали Есенина: премерзкий тип или это все же была зависть

Высоцкого тогда уже знали, а вот фамилия театрального актёра Золотухина местным жителям ни о чём не говорила — поначалу все думали, что он охранник певца, к тому же, актёр почти не расставался с милицейской формой.

Во время съёмок Золотухин, по его собственным словам, «приторговывал» своим знаменитым товарищем — выводил его на крыльцо и разрешал поклонником посмотреть на кумира, а в качестве оплаты принимал деревенское молоко, сметану и самогон.

Во время съёмок Высоцкий и Золотухин переписывались с ещё одним другом — Вениамином Смеховым. Сохранилось одно из писем Высоцкого: «Венька! Живем мы в хате, построенной на месте сгоревшей тоже хаты.

Есть у нас раскладушки, стол и бардак, устроенный Золотухиным… Во дворе у нас живёт свинья с выводком. Иногда она заходит к Золотухину на огонёк и чувствует себя очень уютно. Сортир у нас порос картофелем, и мы туда не ходим.

Я написал две хреновых песни, обе при помощи Золотухина. У него иногда бывают проблески здравого смысла, и я эти редкие моменты удачно использую…».

Эти две песни теперь известны всем поклонникам — «Банька» и «Охота на волков» впервые прозвучали именно в деревенской хате.

А специально для фильма бард написал песни «Дом хрустальный», «Песню Рябого» и не вошедшую в окончательный монтаж «Сколько чудес за туманами кроется…».

После «Хозяина тайги» Владимир Назаров снял вторую историю про таёжного милиционера Серёжкина — «Пропажа свидетеля», где появился только Валерий Золотухин.

Высоцкий шутил, что фильм сняли без него, потому что его героя в первой серии посадили, а ко второй ещё не выпустили. Третий фильм про Серёжкина под названием «Предварительное расследование» снимал уже другой режиссёр Андрей Разумовский.

Читайте также  “Такой молодой! Ничто не предвещало беды”, – кончину Погребинского сравнили с уходом Турчинского

Источник