«Он выпил у меня всю кровь». Судьба Анатолия Солоницына, который в конце жизни глубоко разочаровался в Тарковском

Он появился на свет 30 августа 1934 года в провинциальном городке Богородске и получил необычное имя Отто. Это было модное иностранное имя в те времена, когда «Интернационал» звучал на всех площадях.

Кроме того, его отец, работавший журналистом в местной газете, был поклонником Отто Шмидта — известного полярника, возглавлявшего экспедиции к полюсу. Но вскоре началась война. И мальчика, с теперь уже вражеским именем Отто, стали звать Анатолием.

«Свой среди чужих, чужой среди своих»

Образование

Сначала он хотел стать слесарем и даже закончил техникум по этой специальности. Но потом его захватила художественная самодеятельность, и он понял, что его призвание — актерское мастерство.

Анатолий поехал в Москву, чтобы поступить в театральный вуз. Но его не принимали никуда три года подряд, что очень подрывало уверенность парня. Его таланты не оценили столичные преподаватели, хотя он мог удивить провинциальную публику.

Тогда Анатолий уехал в Свердловск, где его брат поступил на журналиста, и стал изучать актерское мастерство в театральной студии местного драмтеатра.

После обучения он выходил на сцену в спектаклях, но никаких серьезных ролей ему не давали, а его талант требовал выхода.

Дебютом Солоницына в кино была главная роль в короткометражном фильме «Дело Курта Клаузевица». А потом наступил взлет его карьеры, и он стал настоящей звездой.

Съемки у Андрея Тарковского

Когда в 1966 году он ознакомился со киносценарием Тарковского «Страсти по Андрею», который был напечатан в журнале, то принял решение непременно ехать в столицу.

Его манила эта работа не только как актера, но и как потомка иконописца. По воспоминаниям его брата, ради этой роли он был готов даже отдать жизнь, и, набравшись смелости, рискнул предложить свою кандидатуру.

Читайте также  Олимпийскую чемпионку убрали за 101-й километр как асоциальный элемент. Судьба гимнастки Зины Ворониной

После нескольких кинопроб за него поручился только Тарковский, который увидел в актере подходящий образ.

Всем остальным он не понравился: ни съемочной команде, ни руководству киностудии, которые не хотели видеть на этой ответственной роли неизвестного актера, играющего слишком театрально.

Тогда Тарковский посетил реставратора Савелия Ямщикова, знатока древнерусского искусства и научного консультанта картины. Он показал ему фотокарточки всех кандидатов и поинтересовался: «Кто из них Рублев?». И тот без колебаний показал на снимок Анатолия.

«Андрей Рублев»

И Солоницын оправдал все ожидания режиссера. Примечательно, что для того, чтобы достоверно выглядеть в сцене снятия обета молчания, он на самом деле не разговаривал месяц и даже пережал себе горло, чтобы в результате добиться глухого голоса и на озвучание не взяли другого актера.

После съемок в к/ф «Андрей Рублев» он надел на шею крестик и больше его не снимал, веря в Бога по-своему, без церкви. И это было именно то, что нужно Тарковскому для очередной роли Солоницына в «Сталкере».

Андрей Тарковский требовал от своих исполнителей полного погружения в роль и безоговорочного подчинения его замыслу.

Так, на съемках «Сталкера» актеры испытали все тяготы и опасности: они бродили по заброшенной гидроэлектростанциии в грязном месиве и дышали сырым воздухом.

Они повторяли один и тот же эпизод десятки раз, пока Тарковский не получал нужный кадр; они выслушивали критику и недовольство режиссера по поводу сценария, который он хотел сделать более отрешенным, и по его указанию сценарий переписывался много раз.

На съемочной площадке царила напряженная атмосфера: Алиса Фрейндлих теряла сознание от усталости, Александр Кайдановский топил свое раздражение в спиртном и ввязывался в драки, операторы менялись один за другим.

Читайте также  «Плакать не мог, просто выл». Кто помог Игорю Ливанову взять себя в руки после потери жены и дочери

Но Солоницын не жаловался и не спорил, он верил в своего режиссера и следовал за ним как за проводником. Также он снялся в его фильмах «Солярис» и «Зеркало».

«Сталкер»

О личном

Актер нашел свое счастье только в третьем браке. Его первая жена работала гримером, но семья долго не продержалась.

В следующий раз он женился на актрисе Ларисе Сысоевой. Их брак продлился 15 лет и подарил им дочь Ларису. Она стала киноведом и возглавила Музей кино.

Актер был любящим отцом для своей дочери. Она отмечала особенные интонации его голоса, такие же, какие он использовал в к/ф «Андрей Рублев» в сцене с маленькой княжной.

Отец часто читал ей перед сном слова своих героев, это было лучше любой сказки. А самыми убаюкивающими были тексты из Бориса Годунова — Солоницын готовился к этой роли в спектакле очень серьезно.

Дочь также рассказывала, что ее отец был крайне общительным и шутливым и дома часто собирались компании из его друзей-актеров. Еще актер много лет занимался живописью и дарил свои работы друзьям.

С последней женой Светланой он познакомился на съемках «Сталкера», где она была гримершей. Как рассказывал ассистент Тарковского, за время работы над фильмом Солоницын успел не только завести роман с Светланой.

Но и жениться на ней и стать отцом мальчика Алексея. А съемки все еще не заканчивались. Супруги прожили пять лет в любви и радости.

Последние годы

Актер успел сняться еще в 12 фильмах и исполнить заветную роль Достоевского, ради которой он был даже готов сделать пластическую операцию.

Как-то раз во время съемок он получил тяжелую травму, а когда он попал в больницу, то выяснилось, что у него запущенный рак легкого.

Читайте также  Лариса Гузеева объяснила, почему Василиса Володина отказалась от съемок в «Давай поженимся!»

О настоящем диагнозе актеру не сообщили, а он не хотел показывать свое отчаяние и сохранял мужество, говоря всем, что у него радикулит.

В последний период он находился дома. Андрей Тарковский за все время навестил его всего раз. Актер ждал его с нетерпением.

Ведь уже был одобрен сценарий к/ф «Ностальгия», где он должен был играть главную роль, и он надеялся, что сможет найти силы и поехать на съемки в Рим.

«Остановился поезд», 1979 г. Последняя роль актера.

Когда актер узнал, что Тарковский уехал и фильм снимается с Олегом Янковским, это стало для него большим потрясением.

Он больше не в силах был подняться и, разочаровавшись в своем учителе и главном режиссере, велел жене убрать его портрет со стены, промолвив: «Он выпил у меня всю кровь».

Актера не стало 11 июня 1982 года, а Тарковский ушел из жизни через четыре года от такого же заболевания.

За 47 лет Анатолий Солоницын исполнил 45 ролей. Но самые дорогие ему были роли Андрея Рублева и Писателя из «Сталкера».

Источник