Елена Гагарина: «Имя отца обросло такими нелепыми слухами, которые у меня ничего, кроме омерзения, не вызывают»

Московский Кремль, а в нем — Царь-пушка, Царь-колокол, Оружейная палата, Алмазный фонд со всем его золото-брильянтовым содержимым… Наверное, каждому с младых ногтей знакомы эти символы России, считающиеся ее национальным достоянием.

Ведает же главной сокровищницей страны, которая носит звучное название Музей-заповедник «Московский Кремль», — Елена Юрьевна Гагарина, старшая дочь первого космонавта.

Она возглавила Музей ровно 22 года назад – 12 апреля 2001 года, в день сорокалетия эпохального полета Юрия Гагарина в космос. Это было личное предложение президента Путина, которая она приняла. Так что ее теперь с полным основанием можно называть «хозяйкой сокровищ Кремля». Или их хранителем.

Мы встретились в ее очень уютном кабинете. Елена Юрьевна меня встретила — хрупкая, элегантная, с прекрасным чувством юмора и невероятно обаятельная. Предлагаю фрагменты нашего небольшого интервью 2003 года.

Юрий Гагарин с женой и дочерьми (Елена — слева). Фото из открытых источников

БАЛЕТУ ПРЕДПОЧЛА МУЗЕЙ

— Елена Юрьевна, это правда, что больше всего вы не любите вопросы о своем знаменитом отце и о личной жизни?

— Правда. Мне вообще не нравится нынешняя тенденция под микроскопом рассматривать личную жизнь. Личная жизнь на то и личная, что она касается только самого человека.

Почему-то сейчас считается хорошим тоном о себе рассказывать очень обычные вещи, а журналисты считают корректным задавать интимные вопросы.

— Хорошо. Тогда вопрос не о личной жизни. Просто расскажите поподробнее о себе. — В каком смысле? (Смеется, чувствуя журналистский подвох.) Ведь можно ответить в трех словах, а можно рассказывать трое суток. — В отличие от вас я никуда не спешу.

— Родилась 17 апреля 1959 года в очень маленьком поселке на границе с Норвегией, недалеко от Мурманска, потому что мой отец служил там военным летчиком.

Потом наша семья ненадолго переехала в Москву, затем жили в Подмосковье (поселок Чкаловский), пока строился Звездный городок.

В 1967-ом переехали в Звездный, где спецшколу с английским уклоном я закончила с золотой медалью. Поступила в университет на исторический факультет…

Елена окончила школу с золотой медалью. Фото из открытых источников

— Неужели с детства мечтали заниматься наукой, которая ни на один вопрос точного ответа на дает? — Если честно, то лет до четырнадцати я вообще не задумывалась о будущем. Чем только не увлекалась!

Читайте также  Как такое могло произойти с красавицей Светланой Савёловой - ушла из жизни в безнадежном одиночестве и нищете

Спортом — фигурным катанием, плаванием, батутом, художественной гимнастикой. Чуть позже — балетом, бальными танцами. Рисовала.

Закончила музыкальную школу по классу фортепиано. Но все это меня не вдохновило, и я решила всерьез заняться историей искусств. Балету предпочла музей.

В университете в основном изучала мой любимый период в истории человечества — искусство XVIII века.

А после окончания попала в Пушкинский музей на должность хранителя английской графики, гравюры и рисунка. Защитила диссертацию по английской гравюре. И проработала там двадцать лет.

— Если охранник — это человек в бронежилете и вооруженный до зубов, то чем занимается «хранитель»? — Хранитель занимается всем. И выставками, и научными исследованиями. Но с пистолетом не ходит.

ШАПКУ МОНОМАХА НЕ МЕРИЛА

— Это правда, что музей Московского Кремля — самый древний в России? — Самый-самый. Наш музей ведет свою летопись с XV века. Правда, официально стал им лишь в 1806 году, когда император Александр I издал соответствующий указ.

Но на территории Кремля и пятьсот лет назад было несколько сокровищниц, где хранились подарки государям, были мастерские, в которых делались вещи для царских семей.

Здесь работали лучшие мастера России, изготовлявшие ювелирные украшения, посуду, оружие, драгоценные облачения и царские регалии. То есть, по сути, это уже и был музей. Сегодня музей Кремля — это Оружейная палата, Патриарший дворец и Успенский собор.

В числе экспонатов, например, Царь-пушка, Царь-колокол. А всего в коллекции примерно 65 тысяч экспонатов. Это не много. Но здесь каждый экспонат — шедевр.

— А какой самый главный? — Разумеется, шапка Мономаха. — Тяжела? — (Смеется.) Не мерила… А зачем ее примерять? Ею на царство венчали!

Сегодня это музейный экспонат. Он, как и остальные, находится в витрине за специальным стеклом. Так что сегодня шапку Мономаха можно только мысленно или взглядом примерить…

Легендарная шапка Мономаха

Для сведения. Шапка Мономаха весит ровно 698 граммов. И как почти все, что хранится в музее, ее происхождение окутано тайной. Никто толком не знает, откуда и когда она взялась, датируется примерно XIII веком.

По одной из версий, князь Киевский Константин подарил ее Владимиру Мономаху, по другой — она принадлежала Ивану Калите, затем его сыновьям. Но это только две из десятка версий.

Уникальная она не только древностью, но и сканью — золотыми узорами. Чтобы их нанести, из грамма золота вытягивали нить длиной… 2,5 километра. И еще. Каждый, кто короновался на российское царство, надевал ее в жизни только раз — при восхождении на престол.

Читайте также  Коварный охотник на манекенщиц. Влюбленный мясник и шикарные букеты для моделей СССР

А известная фраза «Эх, тяжела ты, шапка Мономаха» означала следующее: у человека, надевшего ее, сразу начинались всевозможные беды.

Войны, смуты, восстания. А то и вовсе — дети родные прирежут среди бела дня. Кстати, царские головные уборы для ежедневного ношения по весу куда тяжелее. — А легендарную корону Российской империи действительно пытались украсть?

— Никогда! Разве только лишь в фантазиях кинорежиссеров… Она хранится в Алмазном фонде, который занимает один сравнительно небольшой зал. Там — слитки золота, платины, необработанные драгоценные камни.

А все остальное у нас в музее: драгоценные ткани, церковная утварь, царские украшения. Все — необыкновенной красоты, не имеющее аналогов в мире.

— Неужели осыпанные драгоценностями золотые пистолеты, мушкеты, ружья использовались нашими государями по назначению: для охоты, скажем, на кабана, медведя?

— Что вы! Из них никогда не было произведено ни одного выстрела. Они использовались только для парадных выездов. Из Царь-пушки, как показали последние исследования, стреляли.

Правда, кто и когда, летописи умалчивают. А парадное оружие даже никогда не заряжалось. Оно служило как бы украшением государя и его свиты. Недавно у нас выставка оружия была, так все посетители-мужчины стояли, раскрыв рты от этой красоты.

«КАК ВЕЗЕМ ЭКСПОНАТЫ ЗА ГРАНИЦУ? ЭТО ТАЙНА!»

— Правда ли, что сегодня очереди в музей напоминают прежние очереди в мавзолей Ленина? — К сожалению, пропускная способность, например, Оружейной палаты — не более 400 человек в день.

А ведь, кроме обычных посетителей, приходится принимать почетных гостей – руководителей зарубежных стран, членов их семей. Несколько лет назад, например, приезжала Великая княгиня Леонида Георгиевна Романова…

— Кстати, царские потомки на имущество музея претендуют? — Ни на что здесь претендовать нельзя. Это музей. А по закону о музейном фонде, все, что сюда попало, не может ни передаваться, ни продаваться, ни возвращаться.

— Попытки ограбить музей или как-то повредить экспонаты были? — Никогда. Это просто нереально. У нас специальная сигнализация, непробиваемые витрины, да и охрана очень надежная. Сумасшедших, конечно, везде хватает, но и от них у нас предусмотрена защита.

Читайте также  Водитель подрезал маршрутку, но точно не мог представить, кто выйдет с ним на разборку!

— Значит, когда вы отправляете экспозицию за границу, везете ее в бронированном вагоне? — Выезжаем часто, наш музей хорошо знают за границей. Везем много экспонатов. Но как — это тайна! Причем везем не все.

Ведь если карету, допустим, разобрать, ее уже никто не соберет. А иконы и деревянные изделия плохо переносят переезды и перемену климата.

И никогда из России не вывозились, и не будут вывозиться такие раритеты, как Корона Российской империи или шапка Мономаха…

— Тогда о «нетайном». Традиционный вопрос: как вы проводите свободное время? — Его не так уж много, работа отнимает уйму времени. Стремлюсь побольше внимания уделять дочке Кате.

А если выпадает свободное время, провожу его, как все нормальные люди. Хожу в кино, театры, гуляю, гостей принимаю. По-прежнему не чураюсь спорта. Люблю готовить. Например, борщ, мясо.

А вообще предпочитаю простую русскую еду — селедочку с картошечкой. Из спиртных напитков — хорошее красное вино, иногда — водочку.

С бюстом отца. Фото из открытых источников

— И все-таки, почему вы избегаете вопросов о своем отце — Юрии Гагарине? — Не люблю говорить на эту тему по одной причине. Его имя обросло такими нелепыми слухами, которые ничего, кроме чувства омерзения, не вызывают.

Одни цинично заявляют, что он «улетел на другую планету», другие якобы «видели его в сумасшедшем доме»…

— А вы какой версии гибели отца придерживаетесь? — Версия одна и правду все, кто действительно хочет ее знать, знают. Есть официальное заключение комиссии. А все остальное — чисто недобросовестные трюки «желтой» прессы. Поэтому закроем эту тему.

— Тогда последний вопрос. Сохранилась ли в наше время старая добрая традиция, когда заморские гости приезжали в Белокаменную с дорогими подарками?

— К сожалению, нет. Вообще за многие годы единственной, кто передал музею очень красивые, дорогие вещи была Раиса Максимовна Горбачева. И то не нам непосредственно, а в Гохран. Там были великолепные броши, ожерелья, золотые дамские сумочки.

Елена Гагарина. Фото из открытых источников

Прежде многие подарки передавались в музеи Ленина, Революции, Исторический… Кстати, общими усилиями мы планируем организовать выставку под названием «Подарки нашим вождям», начиная с XV века и заканчивая нынешним. Но это — дело будущего.

Источник