О том, кого любила великолепная Раневская и почему не вышла замуж на самом деле известно очень мало. Все знают, каким тонким юмором обладала актриса. И она умело этим пользовалась — моментально отшучивалась на вопросы о своей личной жизни.
«Женщины, конечно умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?» Ф. Раневская.
И все же, как бы Раневская не закрывалась от мира мужчин юмористическим зонтиком, она была женщиной, которая тоже мечтала любить и быть любимой.
Есть как минимум две истории, которые показывают насколько Раневская хотела женского счастья.
Меня нельзя любить
Этот случай из жизни Раневской не вошел в книгу Глеба Скороходова (советский и российский писатель, драматург и журналист, киновед, теле- и радиоведущий): «Разговор с Раневской».
Об этом своего друга попросила сама актриса. Уже гораздо позже, сестра Глеба Анатольевича рассказала эту историю общественности.
«Только мой брат знал Раневскую такой — со всеми ее страстями, страхами и привязанностями», — вспоминала сестра Глеба Скороходова, Инга Сидорова.
«Но я-то знаю, сколько всего интересного в эту книгу не вошло! Особенно меня поразила одна — как Раневская раз и навсегда разочаровалась в любви».
В 20 лет она была если не красивой, то все-таки довольно хорошенькой — многие на нее засматривались. А ей нравился один актер, игравший с ней в спектакле.
И вот однажды он сказал: «Фаина, можно я к тебе зайду вечерком?» Раневская просто обомлела: вот оно, свершилось! Она бросилась к администратору, заняла денег, умудрилась достать какое-то угощение, что в голодные 20-е годы было весьма тяжело.
Свою маленькую комнатку тщательно прибрала и украсила, изящно накрыла на стол. Сама нарядилась и стала ждать, поминутно бросаясь к зеркалу, чтобы припудриться и вообще — проверить, все ли в порядке. И вот, наконец, в дверь постучали.
Увы, все приготовления были тщетными. Тот, кого она так ждала, пришел «на свидание» не один, а с молодой симпатичной спутницей.
Увидев накрытый стол, он обрадовался и сказал хозяйке: «Мы тут поговорим, а ты, пожалуйста… погуляй пока». У Раневской все внутри помертвело.
Меньше всего ей потом хотелось когда-либо встречаться с этим человеком — но ей ведь нужно было по-прежнему играть с ним в спектакле. И вот они — на сцене. Фаинин партнер держится как обычно — он вообще, видимо, не заметил, что чем-то ее обидел.
А она боится поднять на него глаза, да и вообще — мало что видит и слышит вокруг от клокочущей в ней обиды. В итоге Раневская наткнулась на декорацию и упала, сбив с ног и партнера. Смех публики — полбеды!
Хуже было то, что разозленный артист наговорил ей после спектакля. Ему хватило ума высказаться и о слоновьей грации, и о том, что она неловкая рыжая дылда — словом, в тот вечер Фаина услышала о себе много такого, что молодым девушкам слушать невыносимо…
Так ее сердце было окончательно разбито. И эта единственная травма поставила крест на личной жизни Раневской.
Она просто уверила себя, что в таких, как она, не влюбляются, и подсознательно стала выстраивать свой образ в соответствии с этим убеждением.
Очень быстро Фаина огрубела, растолстела. И вообще — стала как-то преждевременно стареть.
Два счастливых года с Толбухиным
Встреча Федора Толбухина и Фаины Раневской произошла в 1947 году, когда они оба оказались в одном из ресторанов Тбилиси.
Что-то в этом заведении Раневскую не устроило, поэтому она помчалась прочь из ресторана. Дверь ей придержал мужчина, одетый в брюки с золотыми лампасами.
Актриса было подумала, что это швейцар, но мужчина чуть обиженно ответил на ее благодарность, дав понять, что он здесь не за тем. Чтобы открывать всем двери.
Раневская взглянула на незнакомца и извинилась за неосмотрительно брошенный комментарий. Перед ней стоял Федор Толбухин – маршал Советского Союза, полководец и герой войны.
Ф. Раневская: «Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку.
Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт».
Толбухин и Раневская – неожиданный союз двух умных людей. Но те чувства, которые вспыхнули между ними нельзя назвать легким флиртом.
Эти отношения были непохожи на всё то, что было у Раневской раньше. Влюбленные много говорили и всегда скрывались от публики. Они будто пытались защитить друг друга от всего мира.
Об особенном месте Толбухина в жизни артистки свидетельствовало то, что она никогда не позволяла себе привычных едкостей в его сторону. А уж эта женщина могла в каждом найти какой-то изъян!
«Он дивный! Он необыкновенно чудный человек», – делилась Раневская со своей подругой Павлой Вульф впечатлением о Толбухине.
Их встречи не были ослеплены какой-то необыкновенной страстью. Это было больше похоже на романтические встречи двух совсем юных, неопытных студентов, где каждый дорожил внутренним миром другого, хранил его, защищал от суровой реальности окружения.
Старались оставаться вдвоем. Избегали людных мест, где оба были бы на виду. И не потому что боялись каких-то слухов и сплетен, ведь Толбухин был в браке. Им просто было хорошо вдвоем.
На День рождения вместо золота и бриллиантов Федор подарил Фаине маленькую симпатичную заводную машинку. Для Раневской этот подарок был дороже любых драгоценностей.
Рядом друг с другом они оба будто помолодели на несколько десятков лет, предаваясь по-детски наивной романтике и окрыляющим чувствам.
Хоть их разделяло расстояние от Москвы до Тбилиси, при любой возможности Толбухин и Раневская встречались. Часто он ездил к ней в Москву. Эти два года были полны любви, нежности и заботы.
А потом его не стало. Федор Иванович Толбухин маршал Советского Союза умер в 1949 году.Несмотря на кажущееся здоровье Толбухин был очень больным человеком. Мало кто знает, что всю войну он прошел с сахарным диабетом.
Раневская ничего не знала о плохом здоровье любимого мужчины, поэтому отказывалась верить в случайную кончину возлюбленного.
По ее словам, перед известием о смерти маршал предложил руку и сердце, но… А, может, Фаине Георгиевне просто хотелось в это верить.
Жестокий удар судьбы Раневская приняла молча. Ей помогли с пропуском на похороны. Мало кто узнал в тихой скорбной женщине под вуалью, великую Фаину Раневскую. Желая оставаться незамеченной, она прикрывала лицо вуалью, пока навсегда прощалась со своим счастьем.
Актриса прожила еще много лет. Фаины Георгиевны Раневской, урожденной Фанни Гиршевны Фельдманн не стало в 1984. В последние годы жизни рядом с ней был верный питомец – собака по кличке Мальчик,— подобранная ею на улице дворняжка.
Недаром она любила повторять: «У меня много друзей и поклонников, которые меня любят, а в аптеку сходить некому».