Латышка с «русской душой», аристократка из крестьянской семьи, – она умела очаровать с первого взгляда. Что не спасло ее от одинокой бедной старости, впрочем.
Ее называли в 70-х «королевой латвийского кино», фильмы с ее участием знали и любили не только в Союзе – картины получали в том числе и зарубежные награды.
Сегодня вспомним Вию Артмане и поразмышляем, почему при всех возможностях и удаче, которая сопутствовала ей всю жизнь, Вия доживала свои годы в бедности и в больничной палате.
После ее появления на свет отец вскоре скончался. Мать вышла замуж за пьющего, жестокого и в самом плохом смысле слова – деревенского – мужчину.
Маленькая Алида ранние свои годы провела в страхе, голоде и лишениях. Когда ей было 10, она ушла работать к соседям, пасла их коз. И для юной пастушки такая работа стала облегчением и способом почувствовать себя в безопасности.
После окончания сельской школы она уехала в Ригу, с первого раза поступила в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом она получила в 1949 году.
Тогда же, лет в 17, она сменила имя. Теперь ее звали Вия. И словно бы со сменой имени все ее детские горести остались в прошлой жизни.
Театральные подмостки стали ее вторым домом. Ей стали давать главные роли в пьесах классического репертуара, каждый ее день был загружен и ей нравился такой плотной график. Чуть позже, когда ей было 25, стали приходить приглашения от киностудий.
Так она переместилась с театральной сцены на съемочную площадку. В 1963 году вышел фильм с ней – «Родная кровь».
Для Артмане это стала уже примерно десятая по счету киноработа, и она принесла небывалую славу, сорвав кучу наград даже за рубежом.
Так 34-летняя Артмане получила негласное звание «Королевы латвийского кино», она стала пожалуй самой знаменитой латышкой в Союзе.
Несмотря на успех, красоту и признание всей огромной страны, Артмане была поразительно несчастна в браке и десятилетия терпела нелюбимого супруга, потому что так было «надо».
Ее единственным мужем стал латвийский актер Артур Димитерс, который был старше девушки на 14 лет. Может, из-за такой разницы в возрасте не было между ними чувств?…
В 1957 году родился сын Гаспар, впоследствии он посвятил свою жизнь музыке, написал либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь».
Дом семейства со стороны казался образцовым. Из воспоминаний: » – Лига, как вы стали вхожа в дом актрисы?
– Мой отец был дружен с мужем Вии Артуром Димитерсом. Я сама из деревни и на тот момент училась в торговом техникуме. Однажды к нам пришел дядя Артур и спросил: «Ты ведь оканчиваешь учебу в Риге. А работать и жить где будешь?»
Я ответила, что работать стану в ресторане, а где жить — не знаю. Он улыбнулся и промолчал. А когда я устроилась на работу и подыскивала жилье, позвонил папа и сказал, чтобы я зашла к Димитерсам.
Помню, был четверг, я пришла к ним, и Вия Фрицевна сказала: «Ты будешь жить в комнате моей мамы, она умерла год назад. Мы ее для тебя немного украсили».
Я зашла в комнату и ахнула — она была увешана… апельсинами. И я осталась. На долгих 30 лет.» То есть видите, какой была Вия.
Другая женщина едва ли пустила к себе на территорию чужого по сути ребенка – тем более юную девушку, а эта впустила, еще и относилась по-человечески.
Несмотря на такую красивую картинку, любви там не было. Было терпение, уважение, принятие, дружба… может быть. Но любви не было.
Ходили слухи, что Артмане была близка с высокопоставленными людьми (в том числе даже ходили слухи о симпатии к ней самого Хрущева).
«Но ведь она в советское время была любовницей самого Восса (1-й секретарь ЦК Компартии Латвии), ездила к нему в загородный дом в Юрмале.
Они ночью там веселились, а врачи дежурили под дверью. И все блага она получала в театре, а кто ей не нравился, того оттуда выживали…
Почему я вспомнила об этом разговоре? Да потому, что такие мысли нередко высказывают сплетники и завистники, умалчивающие о таланте актрисы, ее доброте.
Ведь к ней обращались за помощью тысячи людей. А то, что ей благоволили сильные мира того… Так ведь тоже за талант и красоту.» (с)
Они прожили вместе 27 лет, и только после того, как Димитерс ушел из жизни, Вия призналась: «Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.
Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было.
Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было» (с)
В 1965 году, спустя 8 лет после рождения сына, на свет появилась дочь Кристиана. Долгие годы Артур думал, что это его дочь, да и все так думали.
Лишь перед смертью, когда Артур был давно на том свете, Артмане раскрыла секрет рождения дочери. Отцом Кристианы был… партнер по съемкам культовой картины «Родная кровь», Евгений Матвеев.
В принципе, у нее было все, о чем могла мечтать любая женщина. Верный хороший муж – пусть не любимый, но для любви у нее был Матвеев и, возможно, другие харизматичные успешные мужчины.
Супер-успешная карьера, уважение и любовь зрителей всего Союза, отличные роли, интересная работа, путешествия. Здоровые дети (причем младшая дочь от другого мужчины, что удалось сохранить в тайне). Но… не все коту масленница, как говориться.
В 1986 году скончался Артур, и с этого момента жизнь Королевы посыпалась, как карточный домик. Оставшиеся 20 лет ее жизни она провела в бедности, лишениях, унижении.
Когда СССР развалился, в Латвии начался антисоветский шабаш. Началась так называемая «реституция».
То есть возвращение бывшим хозяевам их собственности. У рижской квартиры Вии Фрицевны в Европе нашлись потомки её бывших владельцев.
Актриса оказалась де-факто бездомной, жила в даче без отопления в 40 км от Риги. После всех переживаний у актрисы случился инфаркт, потом в течение трех лет еще два инсульта.
Её сын утверждает, что во многом ей помогло принятие православия и крещение под именем Елизавета. Последние годы Вия Фрицевна доживала (данные разнятся) – то ли в психиатрической больнице, то ли в старческом доме.
Осенью 2008 года ее не стало. Словно бы не стало одной из последних вех, которые напоминали о великой стране Советский Союз, в которой латвийская девчонка крестьянского происхождения смогла стать Королевой кинематографа. Вот такая история.